РИГА, 5 апр — Sputnik. Необходимо оценить готовность инфраструктуры Латвии к перебросу тяжелой военной техники союзников, сообщает программа Латвийского радио 4 "Домская площадь".
Европа стремительно движется в направлении Европейского оборонного союза, который должен появиться к 2025 году. На прошлой неделе Еврокомиссия (ЕК) объявила об особом плане действий, направленном на улучшение военной мобильности в Европе и за ее пределами. Как отмечает ЕК, сейчас перекинуть солдат и военную технику из одной страны в другую может оказаться долго, сложно или вообще невозможно.
Так, во время президентства Эстонии в Совете ЕС была проведена проверка в восьми странах коридора Северного моря и Балтики, в том числе и в Латвии. Установлено, что во многих местах транспортная сеть не выдержит военных нагрузок. Дороги и мосты — как автодорожные, так и железнодорожные — не годятся для перевозки крупногабаритного и тяжеловесного военного транспорта или вооружения.
Теперь всем странам предстоит оценить соответствие своей инфраструктуры не только гражданским, но и военным нуждам.
За примером далеко идти не надо. До введения проекта Rail Baltica послать военный груз по железной дороге, к примеру, из Германии в Литву или Латвию не представлялось возможным, из-за разной ширины железнодорожной колеи в Западной Европе и у нас. Сейчас на границе пришлось бы перегружать бронетехнику из одних поездов в другие, на что ушло бы много времени. Не рассчитаны на движение танков и некоторые автодорожные мосты.
Еврокомиссия хочет не только решить имеющиеся проблемы, но и предотвратить будущие: например, при строительстве нового моста его высота и грузоподъемность должны соответствовать требованиям военных. Как отмечает говорит профессор и директор Института транспортных построек Айнар Паэглитис, сейчас таких норм нет.
План военной подвижности предусматривает также упрощение таможенных процедур при перевозке военных или военной экипировки внутри Евросоюза. Как отмечает бывший командир Национальных вооруженных сил Раймондс Граубе, необходимо урегулировать взаимодействие между военными и гражданскими объектами.
"Речь идет также о том, как мобилизовать народное хозяйство. Во многих странах этот вопрос уже решен, мы его еще только решаем. Это очень важно и позволяет сэкономить средства. Например, в мирное время нам не нужно покупать пятьдесят экскаваторов, чтобы решать задачи кризисных случаев. Но эти 50 экскаваторов в стране есть: в частных и государственных компаниях, в частной собственности. Так что нужно разработать правила, чтобы в случае необходимости компенсировать использование техники. Законно использовать, а не отнимать", — подчеркивает Граубе.
"Конечно, у нас есть специальный оперативный план обороны Латвии, он засекречен. Мы знаем, с какой стороны может прийти потенциальный конфликт… Все наши подсчеты касаются, не дай Бог, военного конфликта с одной конкретной страной…Пример: военный конфликт, надо перекидывать танки. Нам тоже надо думать, менять мышление и смотреть, как союзники будут передвигаться по Латвии", — говорит Латковскис.
Говоря о местах, на которые странам Балтии нужно обратить усиленное внимание, политик упоминает литовско-польскую границу.
"Вопрос в балтийских странах — это не очень-то широкий Сувалкский коридор. Это граница между Литвой и Польшей. Там с одной стороны Калининградская область, с другой стороны — Белоруссия. Это уже вопрос серьезный — как перебрасывать военные силы натовских стран, какие дороги мы используем. Это мы, конечно, апробируем. Потому что сейчас, когда у нас шесть натовских стран разместили свои подразделения в Адажи — они же тоже выбирают дороги, по которым сюда попасть. Так что мы эти проблемы осознаем, вместе с другими странами готовы их решить", — заключает Латковскис.
К середине этого года странам предстоит оценить требования для военного транспорта, к концу года – рассказать об упрощении таможенных процедур, а летом следующего года отчитаться о первых успехах внедрения плана.