РИГА, 4 апр — Sputnik, Михаил Губин. Латвия и раньше оказывала недружественные шаги в отношении России и провоцировала российский парламент на принятие подобных заявлений. Мы решили вспомнить предыдущие, а также их последствия.
1996 год
Нынешняя российская Госдума была создана в 1993 году. А 4 октября 1996 года она выступила с заявлением "В связи с принятием Сеймом Латвийской Республики так называемой декларации об оккупации". Заявление было направлено президенту Российской Федерации Борису Ельцину, председателю правительства Российской Федерации Виктору Черномырдину и президенту Латвийской Республики Гунтису Улманису.
В нем говорилось: "Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезную озабоченность беспрецедентной по цинизму, откровенно антироссийской акцией Сейма Латвийской Республики: принятием 22 августа 1996 года так называемой декларации об оккупации Латвии. Этот провокационный акт вызвал глубокое возмущение многонационального народа Российской Федерации".
Госдума обратилась к президенту Ельцину с предложением решить вопрос о введении экономических санкций в отношении Латвийской Республики впредь до полного обеспечения на территории Латвийской Республики соблюдения прав и свобод человека независимо от национальности и гражданства".
Что было дальше? Подавляющее большинство латвийских парламентариев остались при своем мнении о "советской оккупации" и истории латвийско-российских отношений. Декларация и сейчас в силе, и на нее постоянно ссылаются националистические политики. Никаких ощутимых российских санкций не последовало.
А вот от латвийских претензий на Пыталовский район Псковской области пришлось отказаться при парафировании договора о границе с РФ в 1997 году. Да еще и Путин 23 мая 2005 года сказал: "От мертвого осла уши, а не Пыталовский район".
1998 год
Второго июля 1998 года Госдума выступила с заявлением "О забвении итогов Второй мировой войны руководством Латвийской Республики". И, кроме того, направила его не только российским президенту и правительству, но и в Парламентскую ассамблею Совета Европы, в Сейм и правительство Латвийской Республики.
"Срыв традиционного праздника ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется на фоне активизации крайне правых профашистских сил и распространения в Латвии идеологии воинствующего национализма и шовинизма. 16 марта 1998 года в центре Риги состоялось торжественное шествие ветеранов латышского легиона СС, а вскоре после этого Сейм Латвийской Республики внес изменения в закон о праздничных датах, в соответствии с которыми 16 марта объявляется днем памяти латышских воинов. В стране усиливается идеализация нацистского прошлого, подвергаются забвению итоги Второй мировой войны", — указывала Госдума.
Далее следовало предложение: "В настоящее время представляется наиболее эффективным законодательное закрепление со стороны России экономических контрмер в отношении Латвийской Республики в связи с массовым нарушением основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике".
Что было дальше? В России в ряде городов был объявлен бойкот латвийских товаров, а мероприятия на Кургане Дружбы на границе Белоруссии, России и Латвии проходят до сих пор.
1999 год
Двадцатого мая 1999 года Государственной думой в первом чтении были приняты проекты федеральных законов "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" и "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовыми нарушениями прав человека и прав русского народа".
А вот с живущими в Латвии российским гражданами и "российскими соотечественниками" это все разрешалось.
Законопроект был принят и во втором чтении, однако президент Ельцин резко выступил против, указав, что "реализация предусмотренных в проекте федерального закона мер не только приведет к негативным последствиям для российской экономики, но и отрицательно скажется на положении лиц, защита прав которых по замыслу авторов законопроекта должна быть обеспечена".
А первый заместитель председателя правительства РФ Н. Аксененко указал: "Практически любой житель Латвии в случае оформления статуса соотечественника может претендовать на получение гуманитарной помощи из России, что лишает смысла рассматриваемый законопроект".
Закон не был принят.
Девятнадцатого ноября 1999 года Государственная дума России опубликовала заявление "В связи с принятием Сеймом Латвии 8 июля 1999 года закона "О государственном языке".
Вывод: "Соответственно, Российская Федерация согласно международному праву может на вполне законных основаниях прибегнуть в отношении Латвийской Республики к таким допускаемым международным правом и потому являющимся вполне правомерными контрмерам, как реторсии и репрессалии, которые предусматриваются положениями проекта Федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике", находящегося на рассмотрении в Государственной Думе".
То есть на этот раз речь шла не только о санкциях (репрессалии), но и об ограничениях прав граждан и юридических лиц Латвии (реторсии) на территории России.
Каковы были последствия? Закон был возвращен президентом Вике-Фрейбергой на повторное рассмотрение, к радости верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. В декабре того же года Сейм принял ныне действующий закон.
2000 год
Пятого апреля 2000 года Государственная дума выпустила заявление "В связи с государственной политикой дискриминации российских соотечественников в Латвийской Республике".
Государственная дума выступала "за применение всех необходимых мер, вплоть до введения дополнительных экономических ограничений в отношениях с Латвией, в целях обеспечения полного и безусловного соблюдения в этой стране общепризнанных принципов и норм международного права".
2002 год
Седьмого июня 2002 года Государственная дума РФ приняла заявление "О дискриминационной политике латвийских властей в отношении русского населения Латвии". Практически единогласно: 383 — "за" при одном голосе "против".
В заявлении отмечалось, что положение русскоязычного населения в Латвии значительно ухудшилось после принятия 30 апреля 2002 года Сеймом поправок к Конституции, которые "исключают возможность использования русского языка в работе органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, в том числе и в районах компактного проживания национальных меньшинств".
Депутаты обратились к президенту Путину с просьбой принять меры по защите интересов соотечественников, проживающих на территории Латвии. Президент выступил с заявлением о необходимости такой защиты.
В феврале 2004 года фракция КПРФ в Госдуме внесла предложение о включении в повестку дня еще одного обращения к президенту Владимиру Путину в связи с дискриминационной политикой Латвии в отношении русскоязычного населения. Но это предложение не было поддержано.
2012 год
Двадцать третьего марта 2012 года Государственная дума выпустила заявление "О нарушениях прав человека в Латвийской Республике и недопустимости реабилитации нацизма".
Заявление было связано с очередным шествием 16 марта. "Неонацистский по сути, так называемый день латышских легионеров и связанные с ним мероприятия, проводимые в Латвии, наносят оскорбление памяти всех воинов антигитлеровской коалиции, многомиллионных жертв эсэсовских палачей и их пособников", — говорилось в заявлении.
Документ был направлен президенту Дмитрию Медведеву, в правительство РФ, Общественную палату, ООН, Межпарламентский союз, ПА ОДКБ, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Парламентскую ассамблею Организации Североатлантического договора, Европейский парламент, Сейм Латвийской Республики. Заметных последствий не имел. Шествия проходят каждый год.