Компания-провайдер MHZ Networks, которая транслировала RT в Вашингтоне, убрала его из сети вещания. По формальному признаку это связано не со статусом "иностранного агента" и даже не с беспрецедентным давлением на телеканал, а с частотным аукционом.
Помимо RT, из эфира цифровых станций WNVT и WNVC уйдут еще около десятка иностранных телеканалов. Но аукцион — лишь формальный повод. Нужно все-таки сохранять лицо. И все это понимают. И в России, и на Западе.
Это действительно сложно уже назвать иначе. Идет откровенная информационная война. Редкий день проходит без обвинений и санкций по отношению к российским журналистам.
Международное агентство Sputnik исключили из Торговой палаты Эдинбурга. Членство было прекращено в связи с растущим давлением со стороны британских СМИ после призыва городского совета Эдинбурга разорвать отношения с компанией. Такого не было даже в эпоху холодной войны с СССР.
"Путинские агенты"
То время вообще было честнее. Острая политическая конфронтация регулярно перетекала во взаимную ненависть с переходом на личности. Но при этом сохранялись хоть какие-то представления о "красных линиях", которые нельзя переходить.
В Sputnik и RT работают журналисты со всего мира. Они также открыто подвергаются мерам психологического воздействия. Только за то, что "имеют наглость" говорить о том, о чем другие молчат. Именно это больше всего и не нравится просвещенному Западу. Мешают нести бремя белого человека эти пронырливые "путинские агенты", регулярно норовящие задать неудобный вопрос.
Метод не сработает
В эпоху холодной войны советские СМИ также не вызывали восторга в Вашингтоне. Но их не запрещали огульно и не лишали аккредитации на пресс-конференциях. С ними активно спорили. Та полемика, конечно, далеко не всегда соответствовала интеллектуальному потенциалу беседы Станиславского с Немировичем-Данченко. Но, по крайней мере, была хоть какая-то игра ума.
Сегодня же США активно используют методику будочника Мымрецова — "держать и не пущать". Нам приятно хоть такое их приобщение к русской классической литературе, но считаем важным предупредить, что эта модель не сработает.
Запад забыл собственные уроки прошлого. Когда советские издания 100 лет назад запрещали к продаже в Париже, чтобы бациллы большевизма не разъели нежные французские души, вокруг них тут же возникал повышенный ажиотаж.
Вашингтон хочет fake news вместо правды
Сегодня Вашингтон пал жертвой собственной самоуверенности. После развала СССР поколение советологов, действительно досконально знавших предмет, за ненадобностью было отправлено на пенсию. Им не с кем стало бороться. Хотя именно они, вероятно, смогли бы объяснить руководству США, что совершается чудовищная ошибка.
Побеждать СМИ можно только в открытой дискуссии. Идею ведь нельзя уничтожить. Ее можно только заменить другой идеей.
Не хватает специалистов, способных на равных конкурировать со столь ненавидимыми русскими журналистами, — так воспитайте их. Но запретами вы никогда не достигнете положительного результата. Да, могут быть какие-то промежуточные успехи. Но и только.
Сегодня, благодаря министру иностранных дел Великобритании Борису Джонсону, который сравнил Россию с героем романа "Преступление и наказание" Раскольниковым, все вспомнили про Достоевского.
"Все знают, кто преступник. Вопрос только в том, признается он сам или будет пойман", — заявил Джонсон.
RT и Sputnik никуда из медиапространства не исчезнут. Больше того, они продолжат аккумулировать вокруг себя ту аудиторию, которая когда-то верила американским СМИ. И вот эти репутационные потери могут стать невосполнимыми для Вашингтона.