РИГА, 28 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Если в Европарламенте не говорить постоянно о проблеме неграждан, о русских школах, об облатышивании имен и фамилий, то Латвия будет еще отчаянней продвигать новые безумные реформы. Внутри страны на оппозицию в Сейме надеяться не стоит, поскольку все и так знают, как работает "Согласие".
Сопредседатель партии Русский союз Латвии (РСЛ), которая ранее носила название ЗаПЧЕЛ, и участник Штаба защиты русских школ Мирослав Митрофанов недавно стал депутатом Европарламента, сменив на посту Татьяну Жданок.
Евродепутат рассказал в интервью Sputnik Латвия о том, чем он собирается заниматься на своем новом посту и какие вопросы, поднятые Жданок, ему предстоит и далее продвигать в Европарламенте.
"Проклятый русский вопрос" неграждан
В частности, Митрофанов заявил, что вскоре на заседании Комитета по петициям Европарламента состоится рассмотрение вопроса о негражданах Латвии, которое долгое время откладывали, но наконец проведут, благодаря настойчивости Жданок.
"К сожалению, в латвийском парламенте проблему неграждан не поднимают ни правящие политики, ни оппозиция. К примеру "Согласие" не хочет активировать вопрос неграждан в том числе и потому, что лидер партии Нил Ушаков считает себя принадлежащим к национальной элите, а в этой среде тему неграждан и "прочие проклятые русские вопросы" не принято поднимать", — подчеркнул Митрофанов.
Он также пояснил, что пока представительство РСЛ не будет восстановлено осенью в Сейме, одной из немногих площадок, где эти "русские вопросы" можно обсуждать, остается Европарламент.
— В течении ближайшего месяца должно состояться рабочее слушание по петиции, которую в прошлом году в Латвии и Эстонии подписали около 20 тысяч граждан и неграждан возмущенных тем, что власти игнорируют бесправие части населения.
— Допустим, на уровне Европарламента окончательно признают, что такая проблема есть и даже погрозят Латвии пальцем. А в Сейме в очередной раз скажут, что это всего-навсего рекомендация, и решение проблемы — внутренний вопрос нашей страны. Возможна ли такая ситуация?
— Да, и так может быть. Но это же не конец дискуссии! Вопрос неграждан должен регулярно подниматься в Европе, чтобы привлекать внимание к Латвии. Это доступная нам форма борьбы и мы ее обязаны использовать наряду с другими инструментами.
Быстрый способ решения проблемы
— Недавно Русский союз Латвии собрал шесть тысяч подписей за европейский "Спасательный пакет для меньшинств" (Minority SafePack). Акция должна побудить европейские власти принять еще больше норм в защиту нацменьшинств Европы и в частности – русских Латвии.
Эти шесть тысяч подписей — необходимый вклад нашей страны в общеевропейское дело, где в целом их соберут более 1 миллиона. Осталось несколько дней до конца акции, подробности можно найти в интернете по ключевым словам "инструкция, спасательный пакет национальных меньшинств".
И это тоже один из способов давления на европейские власти, чтобы они заинтересовались наконец-то тем, что происходит в Латвии.
- Но выступления в Европарламенте и сборы подписей — это все довольно медленные способы решения проблем. Можно ли ускорить процесс?
— Можно, но тогда буквально все русскоязычные жители страны, а также те, кто их поддерживают, должны выйти на улицы Риги, к Кабинету министров и Сейму, и оставаться там несколько суток. Тогда и вопрос неграждан решится, и закон об образовании выправят.
Но поскольку у большинства наших соотечественников всегда находится много разных причин, чтобы не поддерживать нас на акциях протеста, остается только действовать вышеупомянутыми "медленными способами", параллельно расширяя масштаб уличных протестов.
- Смею предположить, что если бы голоса тысяч людей поддержала в Сейме оппозиция — "Согласие", то многие проблемы тоже были бы решены быстрее. Но Ушаков всех только успокаивает, заверяя, что все наладится само собой и в протестах нет необходимости.
— Да, нам очень не хватает активности оппозиции в Сейме. Мы проанализировали то, чем занимается в последнее время оппозиционная партия "Согласие": пока что она только отказывалась от давления на власть по вопросам языка, гражданства и образования.
Международное давление
— Пока в Европарламенте работала Жданок, ей удалось актуализировать проблемы наших избирателей не только в своей фракции "Европейский свободный альянс", но и среди других депутатов, не только левых.
Руководство фракции в Европарламенте направило официальный протест в адрес властей Латвии против ликвидации русского образования. Это было круто. Что в ответ соврали латвийские чиновники — тема отдельного разговора. Вскоре и об этом поговорим.
- Слышал такое мнение, что если бы все эти годы на уровне Европарламента та же Жданок регулярно не поднимала вопросы неграждан и русских школ, то в Латвии сейчас ситуация была бы еще хуже.
— Конечно. Мы ведь сколько продержались — после окончания Школьной революции 14 лет русские школы Латвии не трогали. На власти действовала память о протестах и, кроме того, на них оказывалось международное давление.
Но это не только заслуга Жданок. Были постоянные обращения от Русского союза Латвии, Латвийского комитета по правам человека и других правозащитников — в ООН, ОБСЕ, Секретариат Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. И власти Латвии, например, по линии МИД, получали сигналы, говорившие о том, что мировая общественность держит руку на пульсе.
Нелатышский фамилии
- Ранее ООН указала Латвии на проблему сильнейших искажений написания нелатышских имен и фамилий в документах, но наша страна никак не отреагировала.
— На самом деле отреагировала, только власти это не рекламируют. Есть возможность на той странице, где по желанию указывается национальность, записать буквами латинского алфавита ваше настоящее нелатышское имя и фамилию в соответствии с международными правилами транслитерации, а не латышской грамматики.
Однако такая возможность имеется лишь у тех жителей Латвии, у которых есть документ с русской формой имени и фамилии, к примеру, свидетельство о рождении. Огромной проблемой является сохранение идентичности имен тех людей, которым свидетельства выданы в независимой Латвии. Думаю, в будущем мы сможем решить этот вопрос в сотрудничестве с учреждениями Российской Федерации.
Европарламент и Сейм
- А бывает ли так, что вы говорите в Европарламенте о той или иной проблеме, но тут поднимается другой евродепутат от Латвии, представитель национальной партии, и говорит, мол, что все на деле не так, все надумано, просит вас не слушать и обещает, что расскажет объективную истину.
— Это нормальная ситуация. Я же не могу никого лишить слова. Но слушают обычно того, чей голос звучит убедительней и чьи аргументы и доводы выглядят весомее.
Что касается отношений с депутатами от национальных партий, то со многими я раньше работал в парламенте Латвии. Конечно, мы жестко противостояли по многим вопросам, но при этом в личном общении старались не конфликтовать.
- С Андреем Мамыкиным сотрудничество складывается?
— Воспринимаем друг друга коллегами, делающими одно важное дело.
- Насколько отличается специфика работы в Европарламенте и в парламенте Латвии?
— В латвийском парламенте количество процедур несравнимо меньше и все происходит медленно, за исключением времени, когда бюджет утверждают. А в Европарламенте все происходит стремительно, и это с учетом того, что вопросы, которые здесь решаются, — многосложные.
В Европарламенте работает семь тысяч человек — такой конвейер, гигантский политический завод: запросы, декларации, инициативы, доклады, нормы и правила и прочее, прочее. На этом конвейере работают депутаты и эксперты фракций, внутри которых тоже не всегда царит мир.
Мы помогаем коллегам из других фракций, а они помогают нам в ответ. Это завораживающий поток событий, но мы не должны поддаваться его гипнозу! В нем нет смысла, если постоянно не вспоминать о простых людях, избирателях, отправивших нас в европейскую миссию сражаться за свои права.