Транзит

Потапкин: США одним звонком могут закрыть Латвии Шелковый путь

История с ABLV Bank свидетельствует о том, что и Новый шелковый путь может быть закрыт для латвийских компаний транзитного сектора за неделю - по звонку из Вашингтона, считает Сергей Потапкин
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 26 мар — Sputnik. Латвия на фоне сокращения российского транзита надеялась стать участником китайского проекта Новый шелковый путь, однако ситуация с ABLV Bank, который был закрыт "по звонку" из США, показывает, что и "дружба" с Китаем может быстро закончиться – если того пожелают заокеанские партнеры, пишет Сергей Потапкин в статье "Куда уйдет Щелковый путь?", текст приводит ИноСМИ.

Латвийское правительство в течение последних пяти лет рекламировало рынок Китая как рынок новых возможностей для латвийского производителя. Однако на фоне растущего противостояния Китая и США, в том числе в экономической плоскости (вспомним недавнее решение Дональда Трампа обложить пошлинам импорта стали и алюминия), Латвии в ближайшее время "может прийти разнарядка сотрудничество сворачивать".

"Пятилетка дружбы с Китаем может закончиться по звонку из Вашингтона столь же оперативно, как закончилась история существования банка ABLV", — считает Потапкин.

Объем транзита в Латвии катастрофически упал, посол отправился в РЖД

По его мнению, Латвия будет вынуждена поменять свою позицию — скорее всего, объявив Китай несвободным рынком и переложив проблемы на плечи "неосмотрительного" местного бизнеса.

Он отмечает, что даже на пике дружбы с Китаем правительство Латвии не отличалось особой эффективностью. Проведя в 2016 году саммит в формате "16+1", в рамках которого в Ригу приезжал премьер-министр Китая Ли Кецян, Латвия не смогла извлечь для себя ощутимой выгоды. Число подписанных соглашений было незначительным, а до реализации за почти два года не дошло практически ни одно. Латвия не добилась ни прихода существенных инвестиций, ни открытия прямого авиасообщения между Ригой и КНР.

Не говоря уже о том, что в силу геополитических игр, потеряв российский транзит, Латвия в принципе выпала из транспортной цепи, и в новой концепции внешней политики развитие транзита заменено на развитие местных, балтийско-скандинавских логистических решений, пишет Потапкин.

Россия сделает Севморпуть Шелковым: Латвии достанутся "крохи" грузов

Китай не откажется от глобальной экономической инициативы "Пояса и пути". Скорее всего, она будет приобретать более глубокую экспертизу, и китайское правительство и бизнес будут осваивать правила ведения бизнеса в Европе, считает автор, отмечая, что Польша, Венгрия, Болгария уже являются лидерами в получении миллиардных инвестиций из Китая.

А что Латвия получила от Нового шелкового пути? Согласно данным китайской статистики, по сравнению с 2016-м, торговый оборот в 2017 году вырос на 9,28% и достиг 1,323 миллиарда долларов. Правда, доля латвийского экспорта в общем торговом обороте выглядит весьма скромно, и хотя рост здесь составил впечатляющие 34% за год, в абсолютных цифрах это лишь 177 миллионов долларов. Для сравнения, экспорт в Эстонию в 2016 году составил 1,1 миллиарда евро, в Россию — 787 миллионов (данные МИД Латвии).

Тем не менее, если сравнить с 2008 годом, когда Латвия продала в Китай товаров и услуг всего на 18 миллионов долларов, таким образом, экспорт увеличился за девять лет почти в 10 раз. Как по общему обороту торговли, так по импорту и по экспорту, Китай попадает в двадцатку торговых партнеров Латвии (12, 9, и 19-е места соответственно). Эти данные почти совпадают и с данными латвийской статистики. По результатам первого полугодия 2017 года, Китай является 12-м по общему торговому обороту, восьмым по импорту и 20-м по экспорту торговым партнером Латвии.

Наблюдался и рост прямых инвестиций из Китая, к которым относится в том числе и покупка китайским партнером латвийского Stenders. В этом году ожидается открытие Латвийско-китайского научного центра исследования генома. Меморандум об этом подписан Министерством экономики Латвии, BGI of China и Wuhan National Bio-industry Base construction Managment Office.

Будет ли у правительства Латвии политическая воля продолжить движение в этом направлении, диверсифицировать внешнюю политику, сохранить курс развития, независимый от заокеанского босса, задается вопросом автор.

"К сожалению, события, связанные с визитом заместителя министра финансов США, и закрытие латвийских банков, не вписавшихся в американскую финансовую картину мира, свидетельствуют о том, что и китайское направление может быть прикрыто за неделю. И тогда Шелковый путь, как и российский транзит, и латвийские банки, уйдет мимо нас. И потеряет от этого точно не Китай", — заключает Потапкин.

Транзитный сектор Латвии, как и других стран Балтии, лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. Страны Балтии ищут другие грузы, которые могли бы заместить российские и компенсировать значительный спад прибыли. Один из перспективных вариантов — транзит грузов из стран Азии, в особенности из Китая, в рамках проекта "Новый шелковый путь".

Кроме того, Латвия надеется встроиться в коридор "Север — Юг" между Индией и Северной Европой. В конце декабря в Риге побывало руководство иранской логистической компании Railway Transportation Co, в рамках визита с LDz Loģistika был подписан меморандум о сотрудничестве, предусматривающий совместную работу по подготовке и тестированию новых маршрутов из Индии и Ирана.

Представители латвийского сектора транзита и власти страны ведут диалог и с Россией по вопросу развития сотрудничества в сфере грузоперевозок. Так, летом 2017 года состоялось первое с 2013 года заседание межправительственной комиссии Латвии и России, на котором эта тема была одной из основных.

Латвия также планирует развивать грузоперевозки в направлении с запада на восток. Дочернее предприятие Латвийской железной дороги LDz Loģistika сообщило, что в этом году в Вентспилсский порт зашли на выгрузку два судна из Южной Африки. Одно из них доставило в Латвию 60 тысяч тонн марганцевой руды, которая после перевалки в вагоны отправилась в Россию. Согласно прогнозам компании, в этом году через Вентспилсский и Рижский порты может быть перевалено 450 тысяч тонн марганцевой руды.