РИГА, 21 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. По закону о собраниях, шествиях и пикетах Латвия гарантирует и защищает мирные выражения свободы собраний, давая право каждому на высказывание своего мнения. Однако это в теории, а на практике подход к разным мероприятиям сильно отличается.
Так, например, 16 марта в центре Риги ежегодно проходит традиционный марш сторонников легиона Waffen SS, постоянно разрешаемый Рижской думой. Зато заявленные контрмероприятия несогласных с героизацией солдат, воевавших на стороне гитлеровской Германии, в последние годы регулярно запрещаются. А ведь часть этих солдат виновна в преступлениях против мирных жителей, проживавших во время войны на территориях Белоруссии и России.
В этом году с подобными аргументами уже в который раз согласился и районный административный суд, отказавший антифашистам в митинге, тем самым ясно показав, какой из сторон он симпатизирует.
Ошибка латвийского суда
Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) Владимир Бузаев и заявитель отклоненного Рижской думой митинга антифашистов, пытавшийся обжаловать это решение думы в суде, отметил, что он может предположить, каким будет приговор суда, и заведомо считает его несправедливым.
"Полный приговор суда будет доступен 5 апреля, и тогда мы увидим, на основании чего он принял подобное решение. Но какие бы доводы суд не приводил, а скорее всего, это обеспечение прав других людей на выражение своего мнения и пресечение беспорядков, он будет заведомо неправ, ибо все мерещившиеся думе, полиции и суду риски так и не наступили", — сообщил Бузаев.
Он пояснил, что место проведения акции антифашистов было выбрано так, что исключало возможность того, что они как-то нарушат покой "марширующих сторонников СС".
"Мы должны были стоять не на самой площади, а на тротуаре, отделенном от участников шествия живой полицейской цепочкой и металлическим забором. Так что физический контакт между двумя противоположными сторонами был совершенно невозможен, а с учетом прошлых претензий, вызванных трансляцией на всю площадь песни "Бухенвальдский набат", мы отказались и от звукоусиливающей аппаратуры", — рассказал Бузаев.
Правозащитник также не исключил, что отказ суда мог быть связан с его пристрастностью по отношению к заявителям шествия и поддержкой сторонников легионеров.
"Конечно, так прямо они написать не могут, но похожее описание я видел в деле Алексея Шарипова, задержанного в прошлом году по обвинению в проведении несанкционированного пикета и признанного виновным в пропаганде насилия из-за демонстрации плаката с изображением фотографий расстрела фашистами мирных жителей", — провел параллель правозащитник.
Бузаев отметил, что суд, комментируя "противоправные" действия Шарипова, указал, что марш сторонников легионеров не имеет никакого отношения к чествованию нацизма, а напротив, согласно статье 2 закона о праздничных и отмечаемых днях, 16 марта является признанным днем памяти латышских воинов.
"По поводу ссылки на несуществующую норму закона, которая явно характеризует небеспристрастность судей, Шарипов подал письмо председателю суда о возбуждении против судей дисциплинарного дела. И в феврале этого года был получен ответ, что суд ничего подобного не имел в виду, а просто произошла описка — дата 16 марта не "является", а "была" признана днем памяти. Правда и без этой ссылки в решении была сплошная апологетика легиона и демонизация антифашистов, как будто почерпнутые из ежегодных отчетов Полиции безопасности", — подчеркнул Бузаев.
Если бы не Жданок
Действительно в прошлом году 16 марта Рижская дума также не разрешила проведение мероприятия антифашистов, и пять человек, включая членов Латвийского антифашистского комитета (ЛАК) Алексея Шарипова, Эдуарда Гончарова и Александра Гильмана, были задержаны полицией. Последние трое были задержаны, когда, стоя вдоль маршрута шествия легионеров, развернули плакаты, изображающие жертв нацистов.
Эти задержания были проведены, несмотря на то, что латвийское законодательство защищает право на необъявленные пикеты в случае, если они не мешают движению транспорта и пешеходов.
По мнению представителей государственной полиции, организованный активистами ЛАК пикет был тем же самым мероприятием, которое им запретила Рижская дума, за что они и были доставлены в участок.
Активистов в суде защищали руководители ЛКПЧ Владимир Бузаев и Александр Кузьмин, которые доказали необоснованность обвинений в проведении несанкционированного пикета и вынудили суд оправдать всех троих по этому пункту. Именно с этой победой Бузаев связывает то, что в этом году 16 марта полиция участников необъявленного пикета не трогала.
"Думаю, это результат работы ЛКПЧ, потому что, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением в судах, полиция решила с нами больше не связываться. Также дополнительным стимулом сдерживания естественных хватательных рефлексов полиции стало присутствие на пикете лидера Русского союза Латвии (РСЛ) Татьяны Жданок, которая, между прочим, была с плакатом. Если бы и Жданок задержали, то могло обернуться большим скандалом", — предположил Бузаев.
"Российская угроза" губит латвийскую демократию
В то же время Бузаев отметил, что если по необоснованному задержанию добиться оправдания еще можно, то по запрету различных массовых акций — практически невозможно, так как большое давление оказывает Полиция безопасности. По словам Бузаева, ЛКПЧ начиная с 2014 года проводит мониторинг по запрету Рижской думой уличных мероприятий. И за это время семь акций были запрещены или ограничены по закрытому письму Полиции безопасности.
Активист также поделился своим выводом о том, что с 2015 года в Латвии началась истерическая кампания против России, под которую, естественно, попали и русскоязычные жители страны.
"Латвийские власти прямо заявляют, что Россия ведет гибридную войну против Запада и под этим соусом многие демократические процедуры вполне можно свернуть. Однако поскольку Латвия государство этнократическое, то для нас, русских, этот удар намного чувствительнее, чем для латышей", — пояснил Бузаев.
Поиски справедливости
Единственным оставшимся способом, который возможно поможет добиться справедливости, осталась подача иска в ЕСПЧ, сказал Бузаев, пояснив, что в 2016 году запрет на проведение антифашистской акции был обжалован в суде, но все суды в Латвии были проиграны. А Верховный суд вообще опустился до рассуждений о том, кто такие легионеры, но понимая, что каждый их довод может быть предъявлен на европейском уровне, привел аргументацию гораздо более мягкую, чем в деле Шарипова.
"Так что мы, не брезгуя апеллировать и к местным судам, видим магистральный путь в интернационализации проблемы и будем подавать несколько исков в ЕСПЧ по делам 2016 и 2017 года, с целью актуализации проблемы симпатии властей к нацистскому прошлому. Первый иск уже готов, а упомянутые выше дела по запрету 9 Мая и митинга солидарности с Донбассом ждут своего рассмотрения с позапрошлого года", — резюмировал правозащитник.