РИГА, 18 мар — Sputnik, Юлия Грант. Разгневанные избиратели с энтузиазмом начали делиться новостью о том, что "Сейм не дал возможности пенсионерам получать 50% пенсии умершего супруга". В списке голосовавших инициаторы отвергнутого законопроекта оказались все "в белом", а прочие, разумеется, — в отстое.
"Твари", "Позор", "Знайте, против кого надо голосовать", — кипятились комментаторы, тиражируя список проголосовавших. За два дня он набрал почти 400 перепостов в Facebook, что на молодежном слэнге можно назвать качественным хайпом (hype — шумиха, ажиотаж, крикливая реклама и в том числе обман, возбуждение (эмоциональное) и т.д. Хайп разводят вокруг чего-то или кого-то модного в данный момент).
Делая это, депутаты Объединения регионов и "От сердца Латвии" не могли не знать о существовании проекта Клементьева. Расчет явно был на то, что публика-дура: в аннотации к своему произведению регионалы и Судраба даже не удосужились расчетами и смело пообещали всем много денег ("50% пенсионного капитала умершего супруга, с учетом индексации"). Маленькое ограничение поставили только одно: брак с умершим пенсионером оставшийся должен заключить не менее, чем за пять лет до скорбной даты. Ну чтобы лжевдовцы не злоупотребляли добротой государства.
Пенсии и статистика
По настоящим "вдовьим" поправкам на заседании 7 марта высказались Минблаг, Минфин и бюро омбудсмена.
"Очень важно оформить выплату как пособие, а не как дополнительную пенсию, чтобы не облагать эти деньги подоходным налогом", — напомнил Клементьев.
Дискуссия по существу коснулась порядка расчета пособий и их размера. Платить ли 50% от пенсии умершего супруга, от пенсии оставшегося, от средней пенсии по стране, назначать ли границы пособия (до 1719 евро), платить ли пособие, если оставшийся супруг еще не пенсионер?
В разных странах ЕС поступают по-разному, но ясно одно: пока только Латвия и Болгария вообще не выплачивают такого пособия, а делать это необходимо, так как риск бедности в возрастной группе 65+ с 2010 по 2016 год вырос с 9,1% до 39,9%, а для одиноких пенсионеров этот риск и вовсе составляет 72,8%.
Подножка конкурентам
Решение социальной комиссии о разработке поправок к закону 7 марта было принято единогласно: 28 марта законопроект и аннотация к нему должны быть готовы. Проголосовал за это и регионал Мартиньш Шиц, ни словом не обмолвившись о том, что днем раньше он подписал грубо клонированный аналогичный законопроект для подачи в президиум Сейма.
"Поправки, предусматривающие для пенсионеров возможность получать 50% пенсионного капитала умершего супруга, не были переданы депутатами на рассмотрение парламентской комиссии", — сообщил портал латвийских общественных СМИ lsm.lv. И тут же добавил: "Комиссия Сейма по социальным делам и труду одобрила другое решение — разработать поправки к закону о государственных пенсиях".
Попробуйте не перепутать одни поправки с другими! Но лист голосования налицо, и хайп в социальных сетях стал распространяться с быстротой лесного пожара. Разумеется, никто не удосужился заглянуть на сайт Сейма и удостовериться в реалиях. Как не пнуть депутатов перед выборами? А если известно, противкого голосовать, то по умолчанию выявляются и те, за кого. Тем более что регионалы, партия Судрабы и инициатор настоящих поправок о вдовьих пособиях "Согласие" — прямые соперники.
Надо признать: таким образом в Латвии создан новый механизм очернения политических конкурентов, не имеющий ничего общего с реальной заботой о нуждах избирателей и полезным законотворчеством. Чтобы вынырнуть на поверхность, достаточно как следует плеснуть в соперника, а кто и куда плывет — так ли важно? Информационная среда социальных сетей позволяет делать это как никогда эффективно, а опровержений никто не публикует.