РИГА, 9 мар — Sputnik. Главе Банка Латвии Илмарсу Римшевичсу запрещено выполнять свои обязанности. Несмотря на решимость Римшевичса оспорить многочисленные обвинения во взятках, его карьера, вершиной которого стало место в правлении Европейского центрального банка (ЕЦБ), очевидно, закончена. Однако это только синдром разрушения системы, известной как "латвийский корреспондентский банкинг", которая позволила десяткам миллиардов долларов покинуть постсоветское пространство и попасть в офшоры, пишет Bloomberg.
С момента обретения независимости крохотная Латвия начала прагматично наживаться на свой близости — больше культурной, чем географической, — к огромным коррумпированным странам, таким как Россия, Украина и Казахстан. В 1990-х она стала известна как постсоветская Швейцария благодаря своему чрезвычайно гибкому и закрытому банковскому сектору.
В 2013 году, когда Международный валютный фонд исследовал эту систему, он обнаружил, что четверть всех счетов нерезидентов были открыты в иностранных банках как корреспондентские счета. Так что Швейцария была не столько моделью, сколько целью.
"Латвийские банки предоставляют финансовые логистические услуги клиентам-нерезидентам, то есть оперируют краткосрочными денежными потоками, — объяснил в 2012 году Кристапс Закулис, тогдашний глава Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК). — Это можно рассматривать как экспорт финансовых услуг, что улучшает также платежный баланс Латвии".
Организации, связанные с сотрудниками и владельцами банков, создавали компании-пустышки в разных странах. Самая большая сеть таких компаний, которую когда-либо находили журналисты, была, по слухам, создана командой банка Parex. Эти фирмы были замешаны в самых разных "шалостях" — от мутных сделок Пола Манафорта, бывшего руководителя избирательной кампании президента США Дональда Трампа, до растраты 5 миллиардов долларов из казахстанского банка БТА.
Для Латвии это был отличный бизнес. По данным КРФК, банковский сектор, обслуживавший нерезидентов, обеспечивал от 0,8% до 1,5% ВВП страны. Можно только гадать, почему соседние страны, Эстония и Литва, не завели у себя подобную систему.
Правительство США было обеспокоено латвийскими проделками как минимум с 2006 года, когда сеть по предотвращению финансовых преступлений, находящаяся в подчинении Минфина США (FinCEN), выпустила доклад об использовании в США компаний-пустышек, которые получили подозрительных переводов на 18 миллиардов долларов, в основном из России и Латвии.
В последние годы, особенно с тех пор как Латвия с 2016 году вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), это беспокойство переросло в непрестанное давление на страну: борьба с отмыванием денег и уклонением от налогов является одной из главных целей ОЭСР.
Deutsche Bank, который предоставлял незаменимые услуги по отмыванию долларов счетов нерезидентов в латвийских банках, около года назад начал покидать этот рынок. В 2016 году доля иностранных депозитов в латвийских банках — один из немногих доступных индикаторов параллельной банковской активности — снизилась с 57,3% до 42,6% и до сих пор остается на этом уровне.
Этот постепенный процесс, однако, показался слишком медленным Минфину США. В прошлом месяце он обвинил банк ABLV, третий по величине в стране, в отмывании денег. В пример были приведены счета беглого украинского олигарха Сергея Курченко, кража миллиарда долларов из молдавских банков в 2014 году и даже возможное финансирование ядерной программы КНДР. ABLV, отлученный от финансовой системы США, не смог работать и был ликвидирован.
И тем не менее США не удовлетворены. Министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола рассказала в четверг, что чиновник США предупредил ее о возможных санкциях в отношении других банков в стране.
Давление на Римшевичса с целью вынудить его уйти в отставку может быть связано с выдвинутыми против него обвинениями в коррупции. Однако основная проблема состоит в том, что глава Центробанка, который помог создать эту блестящую, выгодную, но рискованную систему, теперь стал ее символом. Ее больше не готовы терпеть ни США, ни европейские институты, которых сконфузили такие откровения о стране — члене ЕС. Они хотят, чтобы Латвия перевернула страницу, отказалась от своей специализации постсоветского деньгопровода и устроила большую чистку, на которую способна только новая команда Центробанка.