Мы не в СССР, болит голова - с вас 40 евро: как работает "скорая" в Латвии

Те, кто живет в информационной среде России, Украины или Беларуси, считают, что СНМП должна совмещать функции скорой и неотложной помощи, но в Латвии другие законы, заявила Лиене Ципулe
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 6 мар — Sputnik. Служба неотложной медицинской помощи (СНМП) предназначена не для того, чтобы лечить человека или облегчать его состояние, а для того, чтобы довезти человека живым до больницы, где ему окажут помощь, заявила руководитель латвийской СНМП Лиене Ципулe в интервью МК-Латвия. За необоснованный вызов пациентов могут попросить заплатить.

Температура, грипп и похмелье – не повод звонить

За последние 10 лет количество вызовов неотложки уменьшилось, а вот число необоснованных вызовов выросло на 70%, сообщила Ципуле и описала ситуации, когда пациентам следует звонить по номеру 113, а когда им лучше отправиться к семейному врачу.

Ципуле пояснила, что в неотложку нужно звонить только в критических для здоровья ситуациях или когда есть угроза жизни, к таким ситуациям относятся инсульт, обширные травмы, приступ астмы, диабетическая кома и другие.

"Скорая": пациенты добьются, что мы начнем отказывать в помощи

Если у пациента высокая температура, простуда, грипп, головная боль или хронические проблемы с сердцем – это не повод вызывать неотложную помощь, следует обратиться к семейному врачу или самостоятельно отправиться в аптеку, заявила Ципуле. Для детей или пожилых пациентов действует то же правило, отметила она.

"Если нет других проблем со здоровьем и имеется только высокая температура (скажем, из-за простуды), то у человека есть время для того, чтобы купить таблетку или обратиться за медицинской помощью. Врачи неотложной помощи не поедут в аптеку покупать жаропонижающее", — сказала Ципуле.

По ее словам, в чемоданах бригады неотложной помощи нет жаропонижающих средств и таблеток от головной боли.

"У нас есть болеутоляющие уколы, но они рассчитаны на чрезвычайные случаи, например, когда человеку оторвало руку, и от боли может наступить шок, ведущий к гибели пациента", — пояснила Ципуле.

Глава СНМП подчеркнула, что бригада неотложной помощи – это очень дорогой ресурс, реанимационная палата на колесах. И одна поездка на вызов стоит налогоплательщикам более 100 евро. Поэтому неотложка должна заниматься ситуациями, действительно угрожающими здоровью или жизни пациента.

Также Ципуле подчеркнула, что бригады СНМП не выписывают рецепты на лекарства, не выписывают больничных, не дают консультаций на тему того, правильно ли пациента лечит семейный врач, не смотрят уже имеющиеся лекарства больного и не советуют, что из них он может выпить для облегчения состояния.

Сорок евро за необоснованный вызов

В случае необоснованного вызова бригады неотложной помощи с пациента могут потребовать оплаты в размере 40 евро и 14 центов, заявила Ципуле. По ее словам, нередко бывают случаи, когда человек в разговоре с диспетчером упоминает совсем не те симптомы, которые наблюдают медики, приехав на вызов. И если сотрудники неотложки на месте приходят к мнению, что вызов был необоснованным, то имеют право попросить оплатить приезд.

Экс-главу неотложки обвиняют в хищении более миллиона евро

Человеку, который необоснованно вызвал неотложку, медики выписывают счет, который можно оплатить в течение 30 дней через банк или через интернет-банк. Сотрудники бригады неотложной помощи не имеют права брать деньги, даже если больной желает сразу рассчитаться за необоснованный вызов.

На вызов к человеку, который будет готов заплатить 40 евро за доставку ему лекарства, но при этом его здоровью нет серьезной угрозы, бригада неотложки не отправится, добавила Ципуле.

Однако есть некоторые исключения. Например, если беременная женщина забыла купить таблетки, которые ей назначил врач для поддержания беременности. В случае наступления кровотечения из-за непринятого лекарства женщина может вызвать неотложную помощь.

"Мы не дадим ей лекарства, но отвезем в больницу, и там уже врач решит, как помочь пациентке. За такой вызов деньги брать не будут, и в приезде неотложки женщине не откажут", — пояснила Ципуле.

Особые бригады и оснащение машин

По словам Ципуле, машины неотложки укомплектованы всем необходимым для спасения жизни пациента. В каждой машине неотложной помощи сейчас имеется дефибриллятор, есть возможность прямо в машине сделать больному кардиограмму и отправить ее врачам, чтобы получить совет.

"Инфаркт не всегда можно заметить, поэтому иногда нужна дополнительная помощь кардиологов. На такой случай прямо из кареты неотложки можно установить видеосвязь с врачами", — пояснила глава СНПМ.

Бывают и такие ситуации, когда пациента нельзя везти в больницу, ему требуется помощь врачей-специалистов, отметила Ципуле.

"У нас есть специализированная бригада врачей, которая в тяжелых случаях вызывается на помощь к бригаде неотложной помощи", — пояснила она.

Привыкли как в СССР

По словам главы СНМП, необоснованные вызовы — довольно серьезная проблема. "Люди привыкли жить как в Советском Союзе, когда была именно скорая, а не неотложная помощь. Тогда врачи скорой приезжали, чтобы измерить бабушке давление, дать таблетку от мигрени или облегчить алкоголику похмельные муки", — рассказала Ципуле.

"Из-за частых необоснованных вызовов наши сотрудники сталкиваются с такой проблемой, как эмоциональное выгорание, и даже увольняются", — рассказала Ципуле.

Вместо того чтобы ездить на два-три действительно неотложных случая в день, сотрудники в Риге откликаются на 20 необоснованных вызовов.

"Вместо того чтобы спасать жизни, они ездят поднимать алкоголиков с улицы, мерить давление, довозить до больницы человека, который вовремя не пошел к врачу и не взял рецепт на нужное ему лекарство", — сказала Ципуле.

Нехватки специалистов СНМП сейчас не испытывает, но "текучка кадров просто страшная", добавила она.

"Однажды может случиться так, что на действительно неотложный вызов будет некому поехать. И вот это действительно страшно", — считает Ципуле.

При этом она выступает категорически против того, чтобы неотложная служба Латвии выполняла те же самые функции, которые были у скорой помощи при СССР, даже и при условии увеличения финансирования со стороны государства.

"Ни в коем случае! Я бы хотела, чтобы у государства нашлись финансы для решения тех ситуаций, из-за которых люди ошибочно вызывают нашу неотложную медицинскую помощь. Например, для создания службы, которая будет следить, чтобы дома у одиноких стариков были все необходимые им лекарства, чтобы люди могли позволить консультацию врача-специалиста тогда, когда им это надо, а не когда подойдет их очередь, чтобы медицина в Латвии в целом была более доступна", — заявила Ципуле.

Статистика

Максимальное количество бригад неотложной помощи в Латвии, которые могут дежурить в сутки, — 191.

Всего в Службе неотложной медицинской помощи работают почти 2 тысячи медиков.

По правилам кабинета министров в критических ситуациях бригада неотложной медицинской помощи должна приехать на вызов в течение 15 минут, в сельской местности — за 25 минут. Но в реальности в городе служба доезжает на место вызова за 9,6 минуты, а в сельской местности — за 17,6 минуты.

В 2017 году бригады неотложки обслужили 440 тысяч 501 вызов, это в среднем по 1 тысяче 200 вызовов в сутки.