РИГА, 16 фев — Sputnik, Владимир Дорофеев. Традиционная акция "День теней" прошла в этом году 14 февраля. Школьники, подавшие заявки на участие в этой программе, получили возможность стать тенями сотрудников самых разных учреждений, как частных, так и государственных, и увидеть их работу изнутри.
Сколько лет пишу про день теней, всегда с интересом посещаю больницы. В этот день самые именитые светила латвийской медицины раскрывают школьникам тайны своей нелегкой работы. То, что студенты медицинских институтов могут увидеть только после долгих лет упорной учебы, школьники имеют шанс лицезреть лично.
В прошлом году мне вместе с учениками школ посчастливилось пообщаться с гением латвийской кардиохирургии Романом Лацисом. В этом году повезло еще больше — вместе с восемью школьниками-тенями журналистов допустили в операционную нейрохирургической клиники в больнице имени Паула Страдыня.
Глава нейрохирургического отделения Эгилс Валейнис оперировал кавернозную ангиому — доброкачественную опухоль головного мозга. Небольшое новообразование, находящееся чуть выше правого виска пациента, пережимало кровеносные сосуды и вызывало у больного судороги и потерю сознания.
Кропотливая работа
Прежде чем пройти в операционную, школьников и журналистов обязали переодеться в одноразовую стерильную одежду.
Посетители сгрудились в уголке операционной, куда для их удобства был развернут монитор, на котором демонстрировалась операция.
Пациент, полностью укрытый простыней, мирно спал под наркозом. Открытым оставался только аккуратный квадратик, где работал нейрохирург, отделяя здоровую ткань от ткани, пораженной опухолью.
Сам доктор Валейнис, глядя в микроскоп, уверенно и непринужденно орудовал щипчиками, пережигающими микрососуды, инструментом похожим на лопаточку, и при этом подробно и очень доступно отвечал на вопросы школьников на латышском и русском языках.
"Какие мыслительные процессы происходят в той части головы, где сейчас идет операция?" — нерешительно поинтересовалась школьница и тут же получила подробный ответ.
Сколько стоит операция
Затаив дыхание, журналисты вместе со школьниками наблюдали, как споро и точно работает нейрохирург, следили за его уверенными и отточенными движениями. Операционная сестра поливала оперируемый участок специальным раствором, поскольку мозг обязательно должен находиться в жидкости, и тем же прибором, что лила раствор, как насосом убирала кровь, из пережигаемых сосудов.
Я поинтересовался, как как давно в Латвии делают такие операции.
"Точно не скажу, но вообще подобные операции делали еще в 19-м веке, – ответил доктор Валейнис, не отрывая глаз от микроскопа, и продолжая манипуляции по высвобождению ангиомы. – Сейчас, благодаря современной аппаратуре, опухоль можно увидеть, не вскрывая головы. Это повышает шанс на благополучный исход операции, а также облегчает ее подготовку и ход", — пояснил хирург.
Он также добавил, что аппаратура стоит порядка 600 тысяч евро, но с ней врачам удается проводить в год примерно по 250 операций только по удалению опухолей головного мозга, и всего около тысячи операций на мозге и позвоночнике.
Отвечая на вопросы школьников, Валейнис рассказал, что сейчас нейрохирургов в Латвии хватает, поскольку зарплату немного прибавили. По его словам, какое-то время был дефицит медицинских сестер, но теперь добавили денег и им. А теперь встала проблема нехватки анестезиологов. Но причина все та же — маленькая зарплата.
Тени слушали, затаив дыхание. Ведь от того насколько велика потребность страны в молодых специалистах, зависят и их шансы попасть в эту профессию.
Про зарплату
Ответил Валейнис и на мой вопрос о том, сколько нейрохирург получает за свою ответственную работу.
"За саму операцию около 5 евро в час. Раньше, когда была острая нехватка нейрохирургов, за операцию вообще платили 3,2 евро в час. Таксистом работать выгоднее. Сегодня в Латвии нейрохирург это не та работа, которая позволяет грести деньги лопатой. Да, квалификация должна быть очень высокой. На нейрохирурга 12 лет учатся. А вот доходы оставляют желать лучшего. Но не все же деньгами меряется", — заметил хирург.
В разговор снова вступилась школьница, решившая узнать как будут обстоять дела, если с такой профессией в руках уехать за границу.
"Примерно в 8-10 раз доходы выше. Но там нужны опытные врачи. Для молодых специалистов это соблазн постоянный. Но ведь кому-то и в Латвии надо такие операции делать. Наши пациенты может быть тоже за границей больше бы получали, а может и здоровее были бы. Вот мы сейчас эту ангиому вытащим и не будет больше у человека внезапных судорог, и не будет больше неожиданных потерь сознания. Жить ему станет гораздо легче. Мы свою работу сделаем тщательно и аккуратно", — сказал хирург, которому наконец удалось извлечь опухоль.
Ежедневное чудо
Школьники непроизвольно вздыхают. На их глазах произошло чудо. Ежедневное чудо, для сотворения которого нужно учиться более десяти лет, и за которое творцу в Латвии заплатят меньше, чем строителю или таксисту. Но ведь кто-то должен лечить людей и у нас на родине.
Интерес школьников к медицине, в этом году, как и прежде, стабильно высок. Мотивация школьников, обычно связана не только и не столько с финансовой заинтересованностью, а куда чаще с желанием помогать людям и обществу.
В этом году из почти 50 тысяч школьников, желающих поучаствовать в дне теней, около 500 захотели побыть тенями в медицинских учреждениях. Это вторая по популярности у школьников профессия, если брать всех врачей в целом.
Те ребята, что хотят этого, несмотря на все трудности, которое сегодня переживает Латвия, – наш золотой фонд. Возможно когда-нибудь в руках этих интеллигентных ребят с горящими глазами окажутся наши жизни. Ну или жизни людей из других стран, если сохранение наших жизней будет иметь ту же стоимость, что и сегодня.