РИГА, 9 фев — Sputnik, Алексей Стефанов. Посол Латвии в России Марис Риекстиньш посетил международную выставку "Продэкспо-2018", которая проходит в Москве, и остался доволен тем, как представлена на ней Латвия.
На проходящую в "Экспоцентре" выставку "Продэкспо-2018" посол Латвии Марис Риекстиньш прибыл в сопровождении советника по экономическим вопросам посольства Андриса Вилцанса. Оно и понятно – цель визита была познакомиться с латвийскими предпринимателями, работающими на российском рынке или только выходящими на него.
Корреспондент Sputnik Латвия прогулялся по выставке вместе с Марисом Риекстиньшем, а после его знакомства с предпринимателями задал послу несколько вопросов.
— Господин Риекстиньш, расскажите о ваших впечатлениях от посещения латвийских стендов. Насколько, на ваш взгляд, Латвия широко представлена на выставке?
— Трудно сказать, насколько широко, поскольку для меня это первое посещение выставки "Продэкспо" после приезда в Москву — мне просто не с чем сравнивать. Но видно, что в ней участвуют представители самых разных направлений: и те, кто делает упаковку, и те, кто производит консервы, и те, кто предлагает рыбную продукцию и алкогольные напитки. А есть и такие предприятия, которые уже многие годы участвуют в этой выставке. Как, например, один из наших самых крупных кондитерских производителей — Laima. Главное, что я понял из разговоров с представителями латвийского бизнеса, с теми, кто здесь участвует, предприниматели видят довольно хорошие перспективы в российском рынке. Они, конечно, смотрят с осторожным, но оптимизмом в будущее. Так что я доволен.
— А о чем вы говорили с представителями латвийского бизнеса, какие вопросы задавали?
— Я как раз спрашивал о том, как они оценивают развитие рынка, спрос населения, позитивная ли сейчас динамика или стагнация. Предприниматели считают, что в данный момент ситуацию можно охарактеризовать как динамику с позитивом. Также я интересовался, имеются ли какие-то бюрократические преграды для экспорта латвийских товаров на российский рынок. Тут особых открытий для меня не было. Конечно, все мы в Латвии знаем, что в отношении нашей рыбной продукции введены ограничения, которые, по нашему мнению, несостоятельны, потому что латвийская продукция соответствует всем высоким стандартам качества европейского рынка.
Правда, в декабре прошлого года мы получили хорошее известие о том, что одной из самых крупных латвийских компаний, которая экспортировала рыбную продукцию в Россию, со стороны российских государственных структур был дан зеленый свет. Надеемся, что ограничения будут сняты и в отношении других наших предприятий, потому что они тоже производят продукцию хорошего качества, на которую в России есть большой спрос.
— В том, что продукцию под брендом Kaija вернули на российский рынок, есть ваша заслуга — посольство Латвии как-то помогало этому?
— Посольство, конечно же, ведет работу по своим каналам. Мы регулярно доводим информацию о нашей озабоченности в российские государственные структуры. Также работаем с представителями Европейской комиссии, которая занимается вопросами торговых отношений, поскольку это их компетенция. Делаем все, что можем. Но если вы хотите услышать мое личное мнение об этой проблеме, то считаю, что не так уж много в этом запрете на ввоз в Россию латвийской рыбной продукции нареканий на качество продукта. Я думаю, что большую роль в этом вопросе играют политические элементы.
В то же время иной раз в российских СМИ можно услышать, что Латвия производит только шпроты и больше ничего. Это, конечно, не так. Торговый оборот Латвии с Россией два с половиной миллиарда евро. Конечно, латвийские шпроты для российского потребителя исторически значат очень много, здесь их очень любят. Поэтому, как мы заметили, российские предприятия стараются марку "Рижские шпроты" перенять, готовить продукт под этим названием. Но хочу отметить, что кроме шпрот мы экспортируем очень много другой продукции. Я даже сам на этой выставке был удивлен, когда посетил стенд новой латвийской компании, которая производит продукт под названием "Рижскiй самогонъ". Свой продукт они делают из натурального пчелиного меда и даже успели на этой выставке получить золотую медаль.
— А что лично вам больше всего понравилось на латвийских стендах?
— Люди, которые приехали сюда с наилучшими пожеланиями. Понравилась энергия в глазах наших предпринимателей.
— Недавно в эфире латвийского радио вы предостерегли латвийских бизнесменов от завоевания российского рынка любой ценой, поскольку риски очень большие – Россия защищает своего производителя, бизнес, как вы и сейчас отметили, часто политизирован.
— Это не секрет, что латвийские предприниматели, которые экспортируют продукцию на российский рынок, время от времени сталкиваются с разного рода якобы бюрократическими препятствиями. Я сейчас говорю о некоторых рыбных продуктах, отдельных видах продукции для строительства. Если проследить историю развития этих торговых проблем, то мы не увидим объективной причины для эмбарго, но можем предположить, что есть какие-то политические предлоги. Поэтому бизнесменам нужно быть готовыми к тому, что риски имеются. Хорошо, что в данный момент нет риска в области обменно-валютного курса, но в недалеком прошлом была и такая проблема. И она может снова появиться.
Но при этом хочу отметить, что российский рынок для нас интересен, он нам близок, мы соседние государства. Просто людям, которые ищут возможность работать в России, нужно хорошо изучить историю развития экономики в целом, историю страны и только после этого принимать решение. Латвийское государство не будет уговаривать предпринимателей к работе на российском рынке, но, если они сюда пришли и им необходима помощь, эти люди всегда могут обратиться к нам.
— Если подытожить, какую основную цель вы преследовали, когда приехали на выставку "Продэкспо"?
— Я хотел познакомиться с теми компаниями, которые ищут новые возможности на российском рынке, пообщаться с ними, высказать поддержку посольства, рассказать о готовности помочь, если предприниматели будут в этом нуждаться. И, конечно, я приехал на выставку для того, чтобы морально поддержать латвийских бизнесменов.