РИГА, 1 фев — Sputnik. Министерство финансов США потратило полгода на то, чтобы составить списки российских политических лидеров и олигархов, однако результат, похоже, получен путем простого копирования, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Люди, попавшие в этот список, не становятся объектами каких-либо санкций (за исключением 22 человек, которые попали в предыдущие санкционные списки), однако публикация их имен послужит предупреждением для всех тех, кто ведет с ними дела: в будущем у этих людей вполне могут возникнуть проблемы в отношениях с американским правительством. Это в свою очередь может заставить многие западные банки отказаться от работы с их деньгами.
Русский Forbes никогда не претендовал на то, что его список богатых россиян является полным, а оценка их состояний абсолютно точна. В 2004 году, когда такой список был составлен впервые, самой распространенной реакцией людей, которые в него попали, был просто смех: оценки их состояний зачастую были основаны на мнении аналитиков, пытавшихся определить стоимость частных компаний на основании стоимости их акций и других второстепенных индикаторов.
Список, составленный Минфином США, по какой-то странной причине заканчивается на номере 96 списка Forbes: Альберт Шигабутдинов, магнат нефтехимической промышленности из Татарстана, чье состояние оценивается в один миллиард долларов, стал последним в этом списке. С другой стороны, Григорий Березкин, которому Кремль доверил покупку некоторых медиа-активов, имеющих огромное значение для внутрироссийской системы пропаганды, не попал в список Минфина США, потому что Forbes оценил его состояние в 800 миллионов долларов.
Принадлежащая Шефлеру SPI Group уже много лет судится с российским правительством, которое пытается отобрать у нее права на производство традиционных русских брендов водки. Это обстоятельство вряд ли можно назвать доказательством тесных связей Шефлера с Путиным.
Юрий Милнер сделал свои первые инвестиции в Кремниевую долину благодаря деньгам олигарха Алишера Усманова, но потом занялся своим собственным делом, став венчурным инвестором и изо всех сил пытаясь избегать подобных связей. А Олега Бойко, предпринимателя, который заработал свое состояние в 1990-х годах, заставили закрыть его гигантскую игорную империю. Сейчас Бойко владеет крупной международной компанией микрокредитования 4finance, которая не работает в России, а также игорными заведениями в Германии, Италии, Румынии и Хорватии.
С другой стороны, Анатолий Чубайс, бывший глава государственной монополии РАО ЕЭС и нынешний глава "Роснано" — государственной компании, инвестирующей средства в новейшие технологии — не попал в список Минфина США, несмотря на свои тесные связи с Кремлем, о которых всем хорошо известно.
Существует одно оправдание, согласно которому секретная часть доклада Минфина США якобы основана на более достоверных данных, чем его публичная часть. Но это оправдание кажется неубедительным. Учитывая цели США — опозорить режим Путина в глазах россиян и всего мира — нет никакого смысла засекречивать информацию о приближенных Путина и их коррумпированности.
Президент Дональд Трамп крайне неохотно подписал закон о санкциях, и, вполне возможно, Минфин никогда не относился к составлению этого списка серьезно. И тот факт, что администрация не рекомендует вводить какие-либо новые санкции, косвенным образом подтверждает эту теорию.
Хорошо, если администрация Трампа не верит в эффективность санкций. Но если Конгресс продолжает требовать введения санкций — а он продолжает — администрации стоит более серьезно отнестись к выбору мишеней. В противном случае те россияне, которые не несут никакой ответственности за выстроенную Путиным систему, потеряют свой бизнес и свою репутацию, в то время как сам Путин останется целым и невредимым.