РИГА, 24 янв — Sputnik, Тимур Селиванов. Латвийские художники "поселились" в Нижнем Новгороде на четыре месяца. Выставка современного искусства из Риги и окрестностей "Extension. LV: Встреча с самим собой" проходит в государственном центре современного искусства "Арсенал".
Корреспондент Sputnik прошел по выставке один и вместе с сотрудником "Арсенала" и сравнил свои впечатления с комментарием культуролога.
Геометричное, абстрактное
Полутемный зал, освещены только экспонаты. Белые и черные стенды расставлены так, что кажется — это тоже арт-объект.
Напротив зрителя первый объект выставки: картина с сумрачным пейзажем, в центре которого — прямоугольный параллелепипед. В памяти всплывают кадры из фильма "Космическая одиссея 2001 года", в котором на Землю прибывает инопланетный монолит.
На "обороте" стенда висят еще несколько работ художника Атиса Якобсонса — прямоугольные формы на фоне выцветшего неба и земли. По задумке автора, это "сакральная геометрия", гармония темной космической материи и бездны внутри человека.
Две небольшие картины рядом ярче, но абстрактнее. Плавные, "бесшовные" переходы цвета от нежно-персикового к голубоватому, ранний закат. Художник — Андрис Эглитис. На соседнем стенде — работы того же автора: на них изображены неопознанные сиротливые объекты, как будто сшитые из ветоши.
Маленькое искусство
Общее чувство неприкаянности усиливается от стенда к стенду. Вот маленькие фрагменты фотографий аккуратно вырезаны и вставлены в фоторамки. Разрозненные кусочки памяти художницы Дианы Тамане рассыпаны по стенду.
Из-за стенда раздается негромкий металлический звон. Звон издают квадратные и прямоугольные черные пластины, которые образуют композицию в духе супрематизма. От пластин идут провода, через которые им и подаются приказы звенеть. Это — работа Волдемарса Йохансонса.
Нарочито грубые мазки, серые, коричневые, грязно-белые краски поздней зимы. На небольших картинах Романа Коровина изображены небольшие вещи: сушилка для белья, комок пластилина на стене, силуэт человека с пакетами на дороге.
Побег в никуда
За стеклом на трех выставочных столиках — объемные бежево-белые панорамы леса, озерца и поля. На поле стоит мальчик с велосипедом по руль в траве.
"Это не выставочный объект, а декорации для него. Сама работа — это видеоролик, который крутится на экране рядом. Его автор — Лиена Мацкус. Она изначально не планировала выставлять декорации, но позже решила их добавить" — поясняет главный специалист научно-просветительского отдела "Арсенала" Алексей Старков.
Ролик и декорации, комментирует специалист, рассказывают истории о личном побеге человека без имени. Он убегает буквально — в поле, в лес, на берег водоема.
Выглядит, будто человечек не сможет никуда убежать — в декорациях очень мало места. Алексей несогласен: "Это всего лишь небольшой видимый нами отрезок — как и любая картина. То, что находится за рамой или за гранью стенда, мы увидеть не можем, но мы можем это дофантазировать.
Это модели — условный лес, условное поле, условный водоем, но раскрашиваем их в своей фантазии, мы сами даем персонажу имя и придумываем его историю ".
Здесь пишется история
Главная задача выставки, по словам культуролога, — знакомство зрителей с художественной сценой Латвии
"Художники из Германии, Франции, США известны по всему миру. Они задают общий вектор развития современного искусства. Другие страны, как кажется на первый взгляд, не заявляют о себе так же громко. Они есть, но искусство из этих стран мы не знаем", — говорит Алексей Старков.
Все художники, представленные в "Арсенале" — лауреаты национальной премии "Приз Пурвитиса". Они — "лицо" художественной сцены Латвии.
Напоследок Алексей делится тем, за что он любит свою работу: "Совсем недалеко от нас находится художественный музей, в котором висят картины Рериха и Маковского. Это произведения, которые заняли свою нишу в иерархии искусства. О них написаны десятки научных трудов. Но никто не возьмется сказать, останутся ли работы нашей выставки в истории искусства или нет. Если говорить пафосно, мы находимся в том месте, где пишется история искусства. Она будет доступна нашим потомкам, а мы про нее пока мало что знаем".
***
Мир латвийских художников — покинутый всеми, с незаметными приметами бывших человеческих жизней, и чернотой космоса над ним. Промежутки между работами на стендах и проходы между стендами усиливают это ощущение "пустотности".
Название выставки — "Встреча с самим собой", а подзаголовок-эпиграф — цитата Карла Густава Юнга: "Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным". Ощущение от нее не то чтобы неприятное — скорее, потерянное, будто забыл что-то или тебя забыли. Однако искусство и не должно создавать комфорт.