РИГА, 18 янв — Sputnik. Снижение грузопотока из России продолжится и в наступившем году, работы могут лишиться десятки тысяч работников транзитной отрасли Латвии, считают эксперты. Надежда только на Белоруссию, сообщает Русское вещание LTV7 в передаче "Жизнь сегодня".
В условиях сокращения потока транзитных грузов из РФ контейнеры из Китая не помогут – слишком малы объемы, Латвии нужно создавать условия для белорусских экспортеров, считают эксперты отрасли.
"Думаю, латвийские официальные лица, железнодорожники и портовики должны работать именно на Белоруссию, чтобы хотя бы это направление оставить, и сделать всё возможное, чтобы мы могли предоставить конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусских грузов. И чтобы были у нас твердые аргументы перед российскими", – заявил Талис Линкайтс, член совета Международного аэропорта Рига.
Страны Балтии лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также наращивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. Россия увела из портов Балтии нефть и большую часть своих нефтепродуктов в собственные порты в Усть-Луге и Приморске. Сейчас через порты Латвии все еще переваливаются довольно значительный объем угля, а также небольшие объемы российского зерна, древесная щепа, шрот, жмых, химические грузы, удобрения. Латвия, Литва и Эстония ищут другие грузы, которые могли бы заместить российские и компенсировать значительный спад прибыли. Один из вариантов — транзит грузов из стран Азии, в особенности из Китая в рамках проекта "Новый шелковый путь".
Порты и железная дорога начнут сокращения
По мнению Талиса Линкайтса, чтобы удержать латвийский транзит на плаву – нужна диверсификация грузопотока. Надо сокращать издержки транзитного коридора и, возможно, инвестиционные программы.
Однако уже понятно, что снижение товарооборота в Рижском и особенно в Вентспилсском порту грозит многим сотрудникам потерей работы. Терминалы, которые работают на перегрузке нефти, нефте- и химпродуктов, в дальнейшем могут оказаться невостребованными.
"Я также предвижу, что, поскольку товарооборот снизится по железной дороге, будет необходимость сокращать число работников и на железной дороге", — считает Линкайтс.
На самом деле в Вентспилсе это уже происходит, рассказал председатель профкома компании Baltijas ekspress Линард Гулбис. Сотрудники железной дороги теряют работу из-за сокращений и оптимизации. Всего в отрасли транзита заняты 75 тысяч человек.
"Работу могут потерять не только железнодорожники, а работники всей отрасли, и их число может исчисляться десятками тысяч", — считает Гулбис.
Он напомнил, что с января повысилась плата за инфраструктуру и железная дорога Латвии стала самой дорогой в Европе. Дополнительно к этому поднялся акцизный налог. Кроме того, с марта перевозчики должны платить за места обслуживания.
"Сейчас идет борьба работодателей, и мы это видим, за каждую тонну груза! Потому что конкуренция в отрасли очень серьезная. И в такой ситуации поднимать цены — в этом просто нет никакой логики и объяснения этому", — считает Гулбис.
Автоперевозчикам не хватает кадров
У латвийских автоперевозчиков проблема противоположная: сотрудников, а именно водителей, остро не хватает, рассказал президент ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш.
"Нам придется так же, как другим странам, соседям — литовцам, полякам, привлекать водителей из других стран, из так называемых третьих стран. И тут, конечно, выиграет тот, кто более благоприятные условия сделает для оформления таких водителей. Где будут лучше условия, туда и пойдут такие водители", — считает Трезиньш.
Он также отметил очень большую конкуренцию в сфере автоперевозок — особенно с Литвой и Польшей.
"Например, у поляков насчитывается 250 тысяч машин в международных перевозках, а у нас — всего 15 тысяч", — добавил Трезиньш.
Проблем автоперевозчикам добавляет подорожание топлива в Латвии.
Впрочем, на перспективы этого года автоперевозчики смотрят оптимистично. В ассоциации Latvijas auto говорят: предыдущий год закончили нормально, даже с плюсом, по сравнению с 2016-м, и намерены свой потенциал сохранить.