РИГА, 11 янв — Sputnik, Дмитрий Ермолаев. Влиятельное издание Politico в рамках своего европейского проекта Politico Europe опубликовало мрачную статью под заголовком "Латвия — исчезающая нация".
Появись такая публикация в российских СМИ, в их сторону тут же полетят обвинения в очернении Латвии. Но когда за дело берется такой гигант, как Politico, то здесь уже не поспоришь, впрочем, как и с общеизвестными цифрами статистики, которые приводит издание.
А теперь отвлечемся от публикации Politico и посмотрим не на статистку сокращения населения Латвии в целом, а на динамику уменьшения численности латышей. Тут мы видим еще более мрачную картину: в 2000 году в Латвии проживало 1 370 703 миллиона латышей, а в 2011 году уже 1 284 194 миллиона. То есть в год численность латышей сокращалась на 9 тысяч человек.
Журналисты отмечают, что массовый отъезд жителей Латвии начался после вступления страны в ЕС. И действительно, если сравнить статистику 1989 года, когда в республике проживало 1 387 757 латышей, и 2000 года, когда в ЛР было 1 370 703 латышей, то мы видим не такую большую разницу, как между 2000 годом и 2011-м.
Можно предположить, что на момент вступления Латвии в ЕС в стране было около 1 миллиона 368 тысяч латышей. Здесь напрашивается вывод о том, что численность латышского населения ежегодно падает на 15 тысяч человек.
Если, исходя из этих данных, попытаться спрогнозировать, какое количество латышей останется в Латвии к 2040 году, то мы получим цифру в 800 тысяч человек, что ставит под вопрос дальнейшее существование латышского народа. То есть необратимые процессы исчезновения латышей в Латвии могут начаться всего через четверть века.
Зато журналисты процитировали одного весьма пессимистично настроенного латвийского дипломата, который занимается вопросом поддержания связей с латышской диаспорой.
"Реальность такова, что мы теряем людей, и очень быстро", — с грустью поведал Politico представитель МИД Латвии, назвав причиной демографической катастрофы открытые границы. Можно было бы, конечно, рассказать еще и про оккупацию, но Латвия вот уже как четверть века вышла из состава СССР. Опять же, в ЛССР не было кризиса депопуляции.
Так что же в конечном итоге ждет Латвию и как стремительно сокращающееся население страны сможет обеспечить налогами поддержание социальной инфраструктуры, особенно с учетом все возрастающих военных расходов.
Все эти вопросы, скорее всего, так и останутся чисто риторическими.