РИГА, 28 июл — Sputnik, Андрей Татарчук. Рано утром, и это тоже старая традиция, в волны на траверзе Лиепайского порта был спущен венок в память о героически погибших моряках. Как заявил генеральный консул России в Лиепае Алексей Белоносов, военно-морской флот создал колоссальные заслуги перед Отечеством, а лиепайская база ВМФ Балтийского флота исторически находится на особом положении. Именно либавские матросы, старшины, мичманы и командный состав приняли на себя первый удар в июне 1941 года при нападении нацистской Германии. Уличные бои в Лиепае продолжались даже в то время, когда нацисты захватили Ригу, а половина латвийской территории была под знаменами со свастикой.
Генконсульство России в Лиепае находится в пяти минутах от берега моря - символично, самые яркие страницы лиепайской истории связаны с морем и с военно-морским флотом. Начиная с 1715 года незамерзающий Либавский порт использовался как пункт базирования военных кораблей - в Северной войне до 1721 года, Семилетней войне 1756-1763 годов и в других войнах. В 1890-м Россия приступила к строительству у города Либава укрепленного военного порта для постоянного базирования кораблей, который был назван именем императора Александра III. Здесь базировались корабли германского кайзера Вильгельма, британская военная эскадра, тут на траверзе порта на пароходе "Саратов" выжидал удобного момента для возвращения в Ригу будущий национальный диктатор Карлис Улманис, получивший поддержку Антанты, а уже в 1945 году порт начали восстанавливать из руин после почти четырех военных лет.
Вальс гордого ветерана
Старшина первой статьи по обеспечению ремонта кораблей Владимир Мельников прибыл в Лиепаю после войны и служил здесь в 1951-1955 годах. Его судьба - часть сложной судьбы детей войны, он вместе с родителями пережил самый тяжелый год в блокадном Ленинграде, под обстрелом и авианалетом в 1942 году был вывезен по ладожской "Дороге жизни" на Большую землю. И снова плен: вместе с родителями после наступления вермахта его, тогда 14-летнего подростка, увезли сначала в концлагерь в Польше, затем - в трудовой лагерь в Западной Германии.
Вот удивительный человек! В свои 94 года старшина первой статьи Мельников легко даст фору многим молодым - это не преувеличение, вы согласились, наблюдая, как он гордо, азартно и весело кружит в вальсе женщину.
"Нас освободили союзники в 1945-м и всем желающим предложили вернуться на родину - конечно, мой отец и другие советские заключенные вернулись в СССР, американцы нас довели до пограничного моста на Эльбе. Я выбрал профессию военного моряка и в 1951 году впервые приехал из Ленинграда в Лиепаю. Работал на 29-м судоремонтном заводе по восстановлению минных тральщиков и торпедных катеров, которые американцы дали внаем Советам по договорам ленд-лиза. Этот завод находился в районе стивидора "Тосмар", - говорит ветеран-лиепайчанин.
До 1955 года в Лиепае возвращали к жизни военные суда союзников: советский флот получил по ленд-лизу почти 500 новых судов, из которых около 80 % были военными противолодочными катерами и кораблями, тральщиками, эсминцами и подводными лодками. Все полученные по программе арендной помощи корабли были возвращены после окончания боевых действий с Японией США с 3 сентября 1945 года. Военные корабли Италии и Германии, полученные СССР в рамках раздела военных трофеев по соглашению с союзниками, конечно, остались на советских базах ВМФ - от Тихого океана до Черного моря и нашей Балтики.
Гордость за прошлое и будущее
Генеральный консул России в Лиепае Алексей Белоносов и его коллега из Даугавпилса Евгений Колесников, председатель правления морского офицерского собрания Лиепаи капитан первого ранга Владимир Заболоцкий, дипломаты и общественники с гордостью отмечали день русского Военно-морского флота. В самом деле, есть чем гордиться - начиная с петровской Северной войны, Россия закрепила за собой место владычицы морей, и в первую очередь сильный флот служит гарантией мира и развития торгово-экономических отношений. Например, Северный морской путь, большая часть которого пролегает вдоль российского побережья по Северному Ледовитому океану - очень конкурентоспособный проект морской навигации и торговой логистики. Черноморский бассейн тоже все более интересен с позиций экспедиции, не говоря уже об оживленных морских коридорах Балтийского моря.
"Поздравляем ветеранов ВМФ, тех, кто на рейде и на выходе, и тех, кто ждет на берегу. Везде уважают и почитают морской флот за заслуги перед Отечеством. Созданный Петром Первым, наш флот доказывает, что Россия - морская держава, это гордость за предков и гордость перед будущими поколениями", - сказал российский генконсул в Лиепае.
Участниками Дня ВМФ в Лиепае были представители многих общественных организаций - как Латвийское географическое общество, сильные активисты Евгений и Елена Осиповы, Валерий Кравцов и Игорь Курпник, представители организаций военных пенсионеров. Офицеры в черных морских кителях и их сослуживцы в партикулярных костюмах провели торжественное построение перед флагами, где в центре оказался, конечно, Андреевский флаг.
Среди ветеранов флота из Лиепаи - капитан второго ранга Энвер Бигмаев, кавторанг Рамазан Назаров, капитан третьего ранга Борис Соколов, экс-глава Русской общины Латвии и председатель Союза граждан и неграждан кавторанг Владимир Соколов и другие. Председатель правления морского офицерского собрания Лиепаи капитан первого ранга Владимир Заболоцкий в этом году на День ВМФ придумал неплохо: гостям дарили изображения прославивших флот кораблей. Это было неожиданно и со смыслом.
"Минск", "Киев", "Красная Украина" и остальные
Например, военный атташе посольства Республики Беларусь в ЛР полковник Юрий Харин. На празднике в генконсульстве ему вручили картину "Минск" - это тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.2 ВМФ СССР, позже - России, построенный на Черноморском судостроительном заводе № 444 в Николаеве в Украинской ССР и спущенный на воду в 1975 году. В 1979 году этот корабль совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Мапуту, Порт-Луи и Аден.
В Средиземном море "Минск" встретился со своим систершипом "Киев", а ровно сорок лет назад участвовал в мирном разрешении пограничного конфликта между Таиландом и Кампучией, зайдя также в порт Камрань братской Социалистической Республики Вьетнам. После списания "Минск" продан в Китай и сейчас в нем открыта музейная экспозиция и Minsk World, стоит он на реке Янцзы при входе в город Наньтунь провинции Цзянсу на Восточном побережье КНР.
Председатель белорусской лиепайской общины Виктор Янцевич поздравил с общим праздником - Днем ВМФ - всех: десятки тысячи белорусов проходили службу на военных судах, в том числе на Лиепайской базе Балтфлота. В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне его подарок - эскадренный миноносец "Ленин", на который в начале войны, в июне 1941 года, упали бомбы немецких бомбардировщиков. Он стоял на ремонте в порту "Тосмаре" в Либаве и отступать в Виндаву и затем в Усть-Двинск и Ленинград вместе с другими судами Балтфлота не мог по техническим причинам. 23 июня миноносец и находившиеся на ремонте подводные лодки были взорваны, чтобы они не достались врагу.
Председатель Лиепайской украинской общины "Свiтанок" ("Рассвет" на украинском) Лариса Давиденко также получила в подарок картину с ракетным крейсером в День ВМФ. Это гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер "Варяг" - третий корабль проекта 1164 "Атлант" постройки судостроительного завода имени "61 коммунара" в Николаеве в 1980 году. До конца 1995 года этот корабль носил имя "Червона Украина" - "Красная Украина". Крейсер участвовал в российско-китайских учениях "Мирная миссия" в Желтом море, а также в учениях ВМФ России и Индии.
В 2016 году крейсер вошел в Средиземное море для смены ГРКР "Москва", выполнял боевую задачу около берегов Сирии в составе оперативного соединения ВМФ России по прикрытию с помощью зенитно-ракетного комплекса "C-300Ф" действий авиагруппы ВКС России на аэродроме Хмеймим. Позже с этого крейсера из Охотского моря был произведен успешный пуск сверхзвуковой крылатой ракеты "Базальт" по надводной цели.
"Наше украинское общество - вне политики, как бы ни старался втянуть нас в свои игры действующий посол Украины в Латвии господин Мищенко. Но мне жалко, что в моей родной стране нет мира, а на верфях в Николаеве уже никогда не будет построен такой корабль, как "Червона Украина". Мы за мир и дружбу между всеми государствами и народами", - сказала Sputnik Лариса Давиденко.