Снова в школу? Учебный год в обычном режиме может начаться не для всех

© Fotolia / Sergey NivensУченица задает вопрос на уроке
Ученица задает вопрос на уроке - Sputnik Латвия
Подписаться
Минобразования в сотрудничестве с Минздравом и Центром по профилактике и контролю заболеваний готовят правила организации работы школ в новом учебном году; возможно, учебу в обычном, очном, режиме возобновят только ученики младших классов

РИГА, 23 июл – Sputnik, Дмитрий Олейников. Учебный год, по крайней мере, для большинства школьников, все же начнется. В Минобразования поясняют - правила разработаны с учетом того, что обучение будет проходить в очном режиме. На данный момент, статус подготовленных требований – "проект", но министерство обещает опубликовать требования к учителям и школьникам сразу же, как только они будут официально утверждены.

Минобразования отмечает, что необходимо будет разработать новый алгоритм уборки помещений в школах, учесть вопросы, связанные с личной гигиеной, контролем состояния здоровья школьников и лиц, находящихся в группе риска.

В школьном кабинете - Sputnik Латвия
Шуплинска жжет напалмом: директор рижской школы о "фокусах" МОН с удаленкой

В каждой школе должен быть разработан план действий на случай внезапного ухудшения эпидемиологической ситуации.
При этом, руководство школ (и самоуправления) могут принять решение о полном или частичном переводе учебного процесса на удаленный режим для учеников 7-12 классов, а также – в профессиональных учебных заведениях и высших учебных заведениях. Также руководство вузов вправе принимать решение об организации удаленного учебного процесса для тех студентов, которые находятся за границей. Приехавшим из третьих стран, включенных в "опасный" список, студентам вуз будет обязан обеспечить условия для прохождения 14-дневного карантина.

Говоря об учебе в начальных и средних школах, в министерстве отметили, что общие правила на ограничение количества людей в одном помещении, действующие в стране, могут не распространяться на школьников во время уроков. Однако, за пределами класса – на переменах, в гардеробах, столовых, коридорах – школьники должны будут соблюдать дистанцию 2 метра, как и в любых других общественных местах.

В свою очередь, в специальных школах с интернатами требования будут жестче – использование индивидуальных средств защиты и соблюдение дистанции – обязательно для всех.

В специальных школах будет осуществляться ежедневный контроль за состоянием здоровья учащихся. В средних и начальных школах – будут внимательно следить за здоровьем. При появлении симптомов болезней дыхательной системы, ребенок будет изолирован от других, а его родители – информированы о случившемся. В случае появления схожих симптомов сразу у нескольких учеников – школа вправе будет поставить вопрос об ограничении занятий или их переводе на удаленный режим. При появлении симптомов у работников школ им надо будет немедленно прекратить работу и отправляться домой, уведомив руководство, и обратиться к семейному врачу.

Ожидается, что требования к организации работы в школах, подготовленные министерством образования и науки, должны быть утверждены кабмином в скором времени и вступить в силу уже с 1 августа, чтобы у школ была возможность подготовиться к новому учебному году.

Главное, что заслуживает внимания в правилах, подготовленных министерством: решение о переводе той или иной школы на удаленный режим работы должно будет принимать руководство учебного заведения или соответствующее управление. Забота о детях? Вряд ли. Министр Илга Шуплинска, скорее всего, просто пытается переложить ответственность в столь важном вопросе, как начало нового учебного года. Против возобновления удаленного обучения в начальных и средних школах протестуют родители – карантин закончился, и им пора выходить на работу. Не говоря уже о качестве образования, которое на удаленке сводится к информированию родителей о том, что надо делать ребенку с последующей проверкой того, что он выучил дома.

Учебный кабинет - Sputnik Латвия
С августа в Латвии вступят в силу новые правила поведения в школе

Но и открыть школы безоговорочно министерство не может. А вдруг что? Тогда ответственность за последствия придется нести министру. Накануне внеочередных выборов в Рижскую думу, в которых участвует и Новая консервативная партия, в которой состоит министр образования, лишний скандал явно не нужен. Лучше и проще переложить ответственность на подчиненных. Тем более, что министру не впервой принимать подобные решения в духе "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", вспомним ее недавнее заявление по поводу обязанности родителей купить ребенку компьютер для учебы. При этом министерство планирует выделить 3 миллиона евро на улучшение технического обеспечения школ. Речь идет о покупке планшетов и портативных компьютеров, как для учителей, так и для учеников.

Комментируя правила, разработанные министерством, руководитель Профсоюза работников образования и науки Инга Ванага отметила, что министерство так и не установило конкретный показатель, критерий, при котором можно было бы принимать решение о переводе учащихся с очного на удаленный режим. Профсоюз предлагал установить объективный критерий, например, по количеству заболевших, принимая централизованное решение по всей стране.

Интересно, что в Союзе самоуправлений Латвии решение министра – передать полномочия по принятию решения о введении удаленного обучения – встретили с пониманием. Советник Союза самоуправлений Марис Пукис отметил: "Никто не знает, как будет развиваться пандемия COVID-19… Надо ли будет принимать централизованные решения в стране? Но с тем же успехом может быть такая ситуация, что в одном крае будут отмечены пациенты с COVID-19, а в другом – нет. И лучше всего реагировать на ситуацию смогут на месте, в конкретных самоуправлениях. Если в каком-то учебном заведении заболеет кто-то из школьников, там и надо принимать решение о продолжении учебного процесса, а не переводить на удаленку всю страну@.

Противоположного мнения придерживаются в Юрмальской думе. Руководитель управления образования думы Имантс Васманис считает, что решение о прекращении очного обучения в школах следует принимать централизовано. У самоуправлений слишком мало информации для принятия объективных решений. Существует риск, что могут быть приняты неправильные решения.

Отметим, что возобновление обычного учебного процесса в школах или возвращение удаленки помимо политических последствий имеет и экономические обоснования. Так, при удаленке, по словам представителей отдельных школ, экономятся более чем значительные финансовые ресурсы, связанные с организацией работы школ. Питание учеников, график работы учителей и персонала. Учителя при объединении удаленных уроков в нескольких классах экономят время, а школы – зарплатный фонд. Поскольку содержание сети школ – вопрос самоуправлений, значит они и будут принимать решение о введении "коронавирусной экономии". К тому, видимо, и ведет министр образования. Так что, все вышеупомянутое имеет достаточно отдаленное отношение к эпидемиологии. Скорее – к экономике. Качество образования остается и вовсе на третьем месте.

Лента новостей
0