РИГА, 19 июн — Sputnik. Конституционный суд признал соответствующей Сатверсме норму о том, что главным языком ежедневного общения в дошкольных образовательных учреждениях должен быть латышский. Прямую трансляцию пресс-конференции по этому поводу суд вел в YouТube.
Речь идет о норме, принятой правительством Латвии, согласно которой в дошкольных учреждениях для детей с пяти лет главным языком игровой активности должен быть латышский, за исключением мероприятий, которые специально организованы для освоения языка нацменьшинств или этнический культуры.
Дело завели по заявлению представителей детей нацменьшинств, которые ходят в государственные и частные дошкольные учреждения. Они отметили несоответствие этого регулирования целому ряду норм Конституции, связанных с правом детей на освоение и использование родного языка, образование на нем, а также сохранение этнической, культурной, лингвистической идентичности.
Судьи заключили, что законодатели обеспечили русским возможность сохранить свою культуру и язык, поскольку норма не запрещает билингвальный подход и употребление русского языка в детсадах.
Решение Конституционного суда окончательное и обжалованию не подлежит, оно вступает в силу в день публикации, то есть с 19 июня.
Такой вердикт противоречит решению Венецианской комиссии, считает юрист Алексей Димитров.
"Впрочем, суд отмахнулся и от других международных рекомендаций, указав, что мнение Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств следует оценивать в латвийском контексте, а мнения Комитета ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации и спецдокладчиков ООН не базировались на всесторонней информации", - написал Димитров.
Как отметила правозащитница Елизавета Кривцова, положительный момент в решении суда - это то, что в детсадах билингвальную модель можно использовать, как и раньше. Однако, по ее мнению, плохо, что судьи не стали поручать законодателям прояснить нечеткое языковое регулирование на этапе дошкольного образования, заявив, что все сомнения нужно разрешать путем правильной интерпретации.