Как пройдет Rail Baltica по Пардаугаве? Рижане обеспокоены грядущими переменами

Подписаться
На суд общественности представили проект с маршрутом прохождения скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica по левому берегу Даугавы в Риге. Общественные организации выразили недовольство: при проектировании их мнения никто не спросил

РИГА, 16 июн – Spunik. Дмитрий Олейников. Общественная дискуссия, в которой приняли участие представители Рижской думы, министерства сообщения, Rail Baltica и общественных организаций, представляющих интересы жителей Риги, состоялась на этой неделе. Был представлен маршрут будущей скоростной трассы по левому берегу Даугавы (Пардаугава). И, как выяснилось, с 2016 года, когда проект был представлен в первый раз, в нем произошли некоторые изменения.

С маршрутом трассы по Пардаугаве присутствующих на дискуссии ознакомил представитель компании-проектировщика Idom-Ineco Рихард Иевиньш. Выяснилось: Торнякалнская станция будет перенесена на 250 метров ближе к Даугаве. Это необходимо, чтобы сделать из станции транспортный узел, который объединит новую трассу с существующими путями Латвийской железной дороги. Будут построены перроны для обеих железных дорог, а для улучшения доступности станции придется обеспечить "подключение" к основным близлежащим улицам.

Председатель Профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров  - Sputnik Латвия
Чубаров: стройка дорогой и бесполезной Rail Baltica добьет страны Балтии

Главное ноу-хау – сокращение общей протяженности туннеля, который ранее планировалось провести под двумя районами города – Торнякалнсом и Агенскалнсом. Иного способа проложить скоростную магистраль для поездов (будут развивать скорость до 110 км/час на этом участке) в густонаселенных районах с исторической застройкой – нет. В 2016 году проектировщики предлагали следующее: общая длина туннеля, который начнется почти от станции Торнякалнс, составит 2,4 километра, из которых 1800 метров – непосредственно туннель, а по 300 метров – въезды в него. Примерная стоимость его строительства оценивалась в 100 миллионов евро, но это – не считая сооружения аварийных выходов из туннеля, обязательных в данном случае по стандартам ЕС, поскольку через него будут осуществляться пассажирские перевозки.

Однако проектировщики выявили некоторые риски такого решения. Во-первых, в месте пересечения туннеля и речки Марупите реку пришлось бы пустить под туннелем. В период половодий или в случае внезапной поломки системы сифонов это могло бы вызвать затопления близлежащих территорий, и в любом случае повлияло бы на флору и фауну реки. Во-вторых, на отдельных участках туннель скоростной железной дороги пролегал бы в непосредственной близости от фундаментов жилых домов. Самое близкое расстояние на улице Индрикя, где туннель должен был проходить в 5 метрах от фундамента ближайшего дома. Как повлияют скоростные поезда на состояние фундамента и грунта под зданием – сказать трудно, но вряд ли в лучшую сторону.

Исходя из этих соображений, а также общей стоимости работ, проектировщиками было предложено другое решение. Сократить длину туннеля до 1,4 километра. Из них под землей пройдут только 349 метров, а на остальном участке поезда будут двигаться по построенной рампе над поверхностью, окруженной звукоотражающими щитами. Общая стоимость строительства сокращается до примерно 64 миллионов евро. Река Марупите остается нетронутой, пересечения туннеля или рампы с нынешними железнодорожными и трамвайными линиями и улицами будут обеспечиваться за счет строительства дополнительных туннелей (на ул. О. Вациеша и Лиепаяс). Железнодорожный туннель, таким образом, отойдет от жилых домов – минимальное расстояние составит 9 метров.

Проблема, кажется, решена, и удалось даже сэкономить средства. Но представители общественных организаций, участвовавших в конференции, достаточно критично отнеслись к процессу проектирования скоростной трассы.

Мадара Гибзе, представитель Общества окрестностей Агенскалнса, заявила на заседании, что проектировщики даже не рассматривали вариант проведения туннеля под речкой Марупите, вариант, при котором русло было бы сохранено полностью. А по вопросу пересечения улицы Лиепаяс мнение жителей было проигнорировано. Есть и другие замечания: "Оценить, как будут обеспечены соединения станции Торнякалнс с окрестностями, пока не представляется возможным, поскольку нет решения, как будет выглядеть сама станция Торнякалнс. И еще вопрос. В подготовленном в 2016 году заключении о влиянии Rail Baltica на окружающую среду был рассмотрен только один вариант – строительство длинного туннеля. Теперь, в связи с концепцией строительства "короткого туннеля", планируют ли авторы подготовить новое заключение о влиянии Rail Baltica на окружающую среду? В противном случае, возникают сомнения в правовом обосновании этого проекта".

Визуализация проекта Rail Baltica - Sputnik Латвия
Хельме: Эстония строит только полезные части проекта Rail Baltica, а не саму дорогу

Мадара Гибзсе отметила также, что практически никакого сотрудничества между общественными организациями и проектировщиками Rail Baltica не происходит. Об актуальных событиях, связанных со строительством магистрали, общественные организации узнают в основном из СМИ. Их также не привлекают к участию в разработке проекта. На данный момент Мадара Гибзе считает подготовленные проектировочные решения по Rail Baltica в Пардаугаве "схематичными и неполноценными".

С ней солидарен представитель общества "Город для людей" Ото Озолс. Он напомнил, что ранее между проектировщиками Rail Baltica и общественными организациями был даже подписан меморандум о сотрудничестве, но дальше этого стороны не продвинулись: "Сотрудничество между нами было формальным. Проектировщики мнения общественных организаций оценивают как брошки, которые можно пристегнуть к платью, а реальная работа происходит в других кабинетах. Мы хотим участвовать в проектировании, но пока от второй стороны нет никакой реакции".

Представитель RB Rail Гиртс Браманс объяснил отсутствие коммуникации режимом ЧС, введенным в Латвии в связи с пандемией коронавируса. Однако пообещал впредь сотрудничать с общественными организациями в решении технических вопросов, связанных с проектом. В свою очередь, проблемы, связанные с влиянием трассы на культурно-исторические достопримечательности Риги, будут обсуждаться с Управлением национального культурного наследия.

В целом общественные организации обеспокоены двумя проблемами. Во-первых, сохранение культурно-исторических зданий вблизи трассы. Во-вторых, влияние трассы на повседневную жизнь жителей окрестностей: не упадет ли из-за близости железной дороги цена на недвижимость в этих районах и как изменится инфраструктура и качество жизни в Агенскалнсе и Торнякалнсе. Есть опасения, что будущая трасса деградирует близлежащие улицы и кварталы.

Министр сообщения Талис Линкайтс сообщил, что первые строительные работы, связанные с Rail Baltica в Риге, начнутся уже осенью этого года на Рижской центральной станции. В следующем году строительство начнется в районе аэропорта Рига, где будет расположена вторая станция Rail Baltica в столице.

Лента новостей
0