РИГА, 22 мая – Sputnik, Юлия Грант. Латвия могла стать ведущим научным центром по изучению и использованию в медицинских целях гамма-излучения, однако добровольно отказалась от подаренного Советским Союзом исследовательского ядерного реактора, а теперь еще и мучается с проблемой его ликвидации: своих специалистов-ядерщиков в стране нет, а приглашать из России гордость и бедность не позволяют. Несмотря на то, что планируемый демонтаж остановленного в 1998 году реактора намечалось закончить сначала в 2013-м, затем в 2015-м и, наконец, в 2020-м году, воз и ныне там, констатировал Госконтроль.
Cвой реактор и чужой CERN
Единственный в Прибалтике исследовательский реактор был построен в рекордные сроки - за 2 года - и сдан в эксплуатацию в 1961 году. Это было время моды на науку, особенно ядерную физику и физику элементарных частиц, и Академия наук Латвийской ССР (созданная советской властью в 1947 году) обратилась в Москву с идеей развернуть такого рода исследования под своей эгидой. Решение было принято оперативно, было выделено финансирование, а научное руководство возложено на московский Курчатовский институт. В 18 километрах от Риги, в Саласпилсе, появился ядерный научный центр. Весной 1961 года были закончены строительно-монтажные работы, в сентябре началась работа реактора, а уже 25 сентября была достигнута критическая масса.
Первый радиационный контур латвийского реактора стал крупнейшим в мире источником гамма-излучения такого рода, а сам исследовательский центр – базой для формирования двух поколений ученых-атомщиков. Им принадлежит ряд крупных открытий радиационных дефектов в ионных кристаллах и ферритах, переходов, вызванных гамма-излучением в атомных ядрах. За разработку дозиметрического оборудования группа ученых во главе с Куртом Шварцем была удостоена Государственной премии Латвийской ССР в 1977 году. В лучшие годы в центре трудилось 250 человек, на их счету — десятки патентов на изобретения СССР, Англии, Японии, Германии, Франции, Канады, США.
После восстановления государственной независимости Латвии 7 лет Саласпилсский реактор держался "на старых дрожжах", в первую очередь запасах ядерного топлива. На новые закупки и новые исследования у республики не было денег, штат сотрудников урезали втрое, до 70 человек. Не нашлось 20 миллионов долларов и на обновление реакторного оборудования. Курт Шварц в 1992 году принял предложение Гейдельбергского университета и эмигрировал.
В 1995 году кабинет министров Латвии не нашел ничего лучшего, как ликвидировать исследовательский центр. Примечательно, что с этим согласились и латышские отцы славного реактора: бывший главный инженер Валдис Гаварс признал, что "не нужно столько требовать от страны ради одной относительно небольшой отрасли науки". В 1998 году была остановлена ядерная реакция, в 2007-м последовало решение правительства о демонтаже советского наследия.
А 31 октября 2016 года правительство Латвии подписало договор с Европейской организацией ядерных исследований CERN (Швейцария), разрешавший стране с 2021 года присоединиться к исследованиям в радиационной физике на правах "ассоциированного члена".
Нескоро в Евросоюзе сказка сказывается, еще медленнее дело делается: только в июле 2019 года правительство рассмотрело вопрос о финансировании "ассоциированного членства", выделив на это миллион швейцарских франков (около 903 тысяч евро).
"Теперь латвийские ученые смогут участвовать в экспериментах CERN и создавать фундаментальные и прикладные знания мирового уровня, - гордо сообщило Минобразования. – Правительство поддержало также создание национальной программы исследований, чтобы укрепить потенциал латвийских ученых в физике элементарных частиц и технологиях работы ускорителя, дать возможность латвийским предприятиям и научным учреждением участвовать в закупках и исследовательских проектах, используя инфраструктуру CERN".
Разумеется, в релизах ведомства не упоминается, что одним из главных учредителей швейцарского международного центра являются СССР и Россия, ставшая его преемником и сохранившая лидерство в развитии ядерных технологий.
"Присоединение Латвии к CERN в качестве ассоциированного члена – показатель качества и конкурентоспособности латвийской науки, что позволит увеличить вклад наших ученых в исследования, вести междисциплинарные проекты и привлечь научный персонал в Латвию, развивая тем самым народное хозяйство", - бахвалилось министерство, добавляя, что взнос государства в CERN непременно окупится через заказы богатых швейцарцев, а полученные от них деньги можно будет "разделить между предприятиями - исполнителями промышленных заказов" и "на зарплату ученых".
Бедняцкая логика луддитов, разрушивших собственный научный центр мирового уровня, чтобы побираться крошками с барского стола: ведь создаваемые в CERN знания трансформируются в технологии как раз в тех областях, где когда-то был силен Саласпилсский ядерный реактор – медицине, энергетике, радиологии.
Деньги на ветер, радиация в Даугаву?
Опубликованные на днях результаты ревизии Госконтроля показали, что руководимое реформатором Юрисом Пуце ("Для развития/За!") министерство защиты среды и регионального развития растранжирило 41% отпущенных на ликвидацию Саласпилсского реактора средств. 2019 год был особенно знаменателен в этом плане: мимо цели ушло 63% годового бюджета, или 700 тысяч евро. Вместо работ по демонтажу министерство профинансировало:
- строительный надзор за строительством памятника жертвам советской "оккупации";
- Латвийское президентство в Совете стран Балтийского моря;
- работу координаторов программы реэмиграции "Дружественное семье самоуправление" в каждом регионе.
Тем временем ежегодное содержание объекта обходится казне в 150 тысяч евро.
"Год из года министерство запрашивает значительные средства на ликвидацию реактора и тратит их на другие цели, - констатируют ревизоры. – Эту ситуацию мы наблюдаем с 2016 года. Программа, которую надлежало начать в 2015 году и завершить за пять лет, так и не реализована. Самое плохое, что несколько лет назад установленная опасность загрязнения грунтовых вод не устранена, никакие демонтажные работы не ведутся".
На ликвидацию и текущее содержание ядерного объекта было выделено 8,5 миллиона евро, из которых только 5 миллионов получил ответственный за это Латвийский центр среды, геологии и метеорологии (ЛЦСГМ, Latvijas Vides, ģeoloģijas un meteoroloģijas centrs). Госконтролер Элита Круминя настаивает, что демонтаж надо завершить хотя бы в этом году, замгоссекретаря министерства Алда Озола возражает, что этого не будет ни сейчас, ни в будущем году: строители готовы снести объект за сумму, сильно превышающую выделенную из бюджета, поэтому пока объявлен лишь конкурс на проектирование демонтажа. Озола заверила, что ЛЦСГМ доведенные до него 5 миллионов не потратил.
Однако камнем преткновения будут даже не строительно-разрушительные работы, а экспертиза: для единственного в стране и Прибалтике ядерного исследовательского реактора специалистов в стране нет, их надо привлекать из-за рубежа. Чиновник деликатно умолчала, что авторский надзор за этим объектом должны осуществлять российские ученые и инженеры, а Россия у нас сейчас не в друзьях, а ровно наоборот. Не отменять же санкции ради какого-то реактора. Пусть весь мир подождет, а если радиоактивные воды просочатся в Даугаву – это будет просто ЧП балтийского масштаба. Глядишь, тогда Россия сама предложит помощь: Балтика омывает и ее берега.