РИГА, 5 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. О том, что простые жители Латвии не в восторге от коэффициента обязательной закупки электроэнергии (КОЗ), как и о том, из-за чего подскочила цена на электроэнергию для конечных потребителей – юридических и физических лиц, говорилось уже не раз. Однако у этой проблемы есть оборотная сторона медали, и о ней говорить не принято.
"Об этом не пишут ни латышские, ни русские СМИ, потому что из нас изначально сделали врагов, а многие сегодняшние депутаты пришли в Сейм на волне борьбы именно с нами. Но мы сами - пострадавшие. Под нас субсидировались еще и государственные ТЭЦ 1 и ТЭЦ 2, чтобы наполнять бюджет. Как вы понимаете, это вообще не зеленая энергия. А теперь под давлением решили изменить правила игры, сделав крайними именно нас", - рассказал Sputnik Латвия владелец малой ГЭС Виктор Лелис, который несколько лет назад поверил государству и взял кредит под новый для него вид деятельности.
Государство подвело
"Когда в Латвии начиналась альтернативная энергетика, предпринимателям было обещано 20 лет поддержки, но нас кинули - оказалось, что разрешений на станции сделано слишком много. Причем, когда про эту обязательную закупку говорят, умалчивают, что все эти годы 2/3, а то и 3/4 от КОЗ получал "Латвэнерго" через свои же ТЭЦ 1 и ТЭЦ 2. Они были донором бюджета примерно на 100 миллионов евро. Но когда стали искать виновного в подорожании энергии, сразу указали на нас – это все малые ГЭС и ветряки виноваты", - возмущается Лелис.
Семь лет назад он взял кредит в 300 тысяч евро и выкупил у пяти владельцев малую ГЭС у поселка Нерета в Айзрауклесском районе почти на границе с Литвой.
Станция была построена еще в начале 1960-х годов, но после запуска каскада гидроэлектростанций на Даугаве надобность в ней отпала, а с приходом независимости и дефицита энергии ГЭС была восстановлена - в 1999 году. Когда Лелис выплатил чуть больше половины суммы кредита, государство, как он говорит, "поменяло правила игры".
"Ситуация получилась такой: ты - инвестор, тебе сказано – вкладывай деньги, 10 лет у тебя будет один тариф, еще 10 лет - другой. За 20 лет ты выйдешь на самоокупаемость и начнешь зарабатывать. Но не проходит и 10 лет, как государство говорит: что-то слишком много мы тебе платим, на тебе еще два дополнительных налога. Потом присматривается к тебе и добавляет: нет, ты все равно слишком много получаешь, мы тебе еще и тарифы пересчитаем. И вот недавно было вынесено решение – особые условия сохраняются только до 2023 года. Такая в Латвии инвестиционная среда", - разводит руками Лелис.
Бизнес-план Виктора Лелиса предполагал, что до 2027 года он будет работать на особых условиях, благодаря чему рассчитается с кредитом, поставит еще одну турбину и уйдет в так называемый свободный рынок. Но теперь он уверен, что за оставшиеся три года не успеет погасить оставшуюся часть кредита, а это около 130 тысяч евро.
"В год моя ГЭС вырабатывает от 500 до 800 тысяч киловатт в год. Для сравнения большая квартира потребляет в год около тысячи киловатт. Сейчас Европа постоянно говорит, что везде в производственных делах нужно иметь в виду выбросы в атмосферу - CO2. Альтернативные источники энергии нужды именно для того, чтобы производя электричество, экономить выбросы в пользу предприятий. Но и на это наше государство махнуло рукой", - поясняет владелец малой ГЭС.
Политики слышат только себя
Виктор Лелис прекрасно понимает, что, поставляя произведенное его гидроэлектростанцией электричество по завышенному тарифу, косвенно тоже стал причиной удорожания электроэнергии для конечных потребителей из-за КОЗ. По его мнению, субсидирование развития альтернативной энергии изначально извратили, потому что в возобновляемую зеленую энергию включили газ, "причем, мало того, что природный, так еще принадлежащие государству - ТЭЦ 1 и ТЭЦ 2".
"В компоненте обязательной закупки львиную долю получает государство, а все шишки сыплются на нас", - возмущается он. И поясняет, почему во всем мире возобновляемую энергию в той или иной мере субсидируют.
"Потому что она непредсказуема – ее может быть много, а может быть мало. Поэтому должна быть понятная энергетика. Как газ – сколько надо, столько включил и взял. А у меня ГЭС может работать с перебоями – такой теплой зимой, как эта, или весной мы вырабатываем много энергии, а летом, когда все пересыхает, деревья забирают влагу, минимум. Но, к сожалению, что бы там Грета Тунберг и прочие фантазеры не говорили, полностью перейти на возобновляемую электроэнергию не удастся. Это скажет любой энергетик. Потому что система просто не выдержит", - отмечает предприниматель.
Тем не менее, если что-то можно взять у природы без ущерба, чтобы меньше сжигать газа, этим нужно пользоваться – вода все равно бежит к морю и может проходить через турбину, ветер дует и будет это делать с ветряками или без них, поясняет Лелис.
"Но у нас всю эту истерику раздули политики, потому что на последние выборы не с чем было идти. И были деятели, которые эту тему оседлали для того, чтобы прорваться в Сейм. Факты вообще никого не интересуют, была одна сплошная истерика, эмоции, ругань. Меня поражает наше общество, потому что, когда начинаешь с кем-то говорить, с цифрами и фактами, тебя не слышат. Мы годами говорим: если вы хотите разобраться в компоненте обязательной закупки, отделите ТЭЦ 1 и ТЭЦ 2 от всех остальных. И тогда посмотрим, кто есть кто, и стоит ли овчинка выделки – нужно ли наезжать на нас", - говорит бизнесмен.
Но ни правящие партии, ни оппозиция даже слышать не хотят об этом, утверждает он. Правила игры были изменены, но при этом, как отмечает владелец малой ГЭС, даже не подумали, что в Латвии в зеленую энергию вложились не только местные жители, но и иностранцы, "а какое доверие к государству может быть у иностранных инвесторов после этого".
"К примеру, в Латвии популярна деревопереработка, которая имеет много отходов и при больших комбинатах ставятся когенерационные станции, которые работают на щепе. Эта энергия не совсем зеленая, потому что производит СО2, но считается возобновляемой. Они теперь тоже чувствуют себя непонятно, потому что рассчитывали на одно, а получают другое", - добавляет Лелис.
Продавал бы себе, да нельзя
"Что мы в итоге имеем? С 2023 года нас хотят выкинуть из числа дотируемых компаний, но при этом не предоставят никакую альтернативу. Допустим, не будет у нас компонента обязательной закупки, мы войдем в свободных рынок. Но как? Так называемый свободный рынок для малых ГЭС в принципе невозможен, поскольку к нам применяется абсурдный налог на природные ресурсы, и с рыночной ценой мы еще останемся должны, а отменять его никто не собирается. Это главная проблема, которая делает бессмысленным любые обсуждения выхода малых ГЭС из КОЗ", - поясняет новые реалии Лелис.
Теоретически, можно было бы поставлять энергию потребителю напрямую, минуя "Латвэнерго", тем более, если рядом с ГЭС есть какое-нибудь предприятие. Но так нельзя. Энергию все равно вначале должно выкупить государство, а если без КОЗ, то по минимальной цене, и уже дальше по максимуму доставить электричество потенциальному клиенту Лелиса.
Он уточняет, что у Латвии в рынке находятся только производители электроэнергии, а передаточное звено – монополисты. Теоретически, рядом с малой ГЭС можно построить свой заводик и только таким образом использовать свое недорогое электричество для собственных нужд. Но для этого должны быть разработаны правила, а их тоже нет. Получается замкнутый круг.
"Как будет развиваться ситуация дальше, неизвестно. То, что государство подорвало свой имидж – это однозначно. То, что государство не держит свое слово, прописанное в документах, тоже факт. Да, допустим, с этой системой обязательной закупки КОЗ что-то не так, допущены какие-то ошибки, но почему за это я должен отвечать? Поскольку все мы объединены в ассоциации владельцев малых ГЭС, будем через наших представителей тормошить власти, что уже делаем. А если и это не поможет, начнем судиться, стучаться во все европейские инстанции", - заверяет Лелис.
Он уверен, что радоваться потребителям не стоит. Если КОЗ в его сегодняшнем виде будет отменен, государство все равно возьмет свое, только иным способом, потому что "главное, чтобы в бюджете не было дыр".
"Сейчас, когда людям во время пандемии коронавируса вообще не до энергетики, театр абсурда в отношении производителей альтернативной электроэнергии, в том числе малых ГЭС, продолжается. Министерство экономики за серьезные деньги заказало исследование каким-то умникам на тему "чтобы еще сделать такого, чтобы урезать тариф, и чтобы это выглядело законно". Так что ничего хорошего в карантинные времена мы тем более не ждем. Хотя, по сравнению с теми отраслями, что пострадали в процессе коронокризиса, в энергетике можно сказать, все даже хорошо", - иронизирует предприниматель.