РИГА, 15 апр — Sputnik, Андрей Солопенко. Пандемия коронавируса не обошла стороной и Латвию, где были приняты различные меры против распространения инфекции. Насколько их можно считать эффективными и следует ли Латвии принимать какую-то помощь от России, отправившей ее в различные государства, рассказали известные латвийские общественные деятели.
Забыть о разногласиях
Как считает экс-депутат Европарламента от Латвии, лидер РСЛ Мирослав Митрофанов, эффективность принятых мер можно сравнивать лишь с мерами, которые применяются в других странах, и на этом фоне действия латвийского правительства можно считать адекватными.
"Все, что было сделано, оказалось сделано в срок, и количество смертей в Латвии резко отличается от того, что мы наблюдаем в соседних странах", – заявил политик.
Правда, по его словам, это касается именно предотвращения эпидемии, но имеется и вторая сторона медали – экономические меры поддержки населения, где действия властей Латвии недостаточны.
"Конечно, все это обусловлено крайней нищетой латвийского государства и маленькими размерами самой страны. (…) Денег надо намного больше, чем выделено в бюджете, и выход из кризиса для Латвии явно будет иметь жесткий характер. Думаю, ожидается большое разочарование Европейским союзом, который очень поздно и вяло отреагировал на это. Мы знаем, что средства помощи экономике от него выделены, но когда они дойдут до Латвии, никто не знает", – указал политик, предположив, что страну ожидает еще одна большая волна эмиграции в те государства, где экономические последствия окажутся не такими плачевными.
Рассуждая о возможной помощи со стороны России, отправившей Италии, да и другим странам различные средства защиты, медицинское оборудование и своих специалистов, он указал, что Латвии необходимо взаимодействие на уровне системы здравоохранения и экспертная помощь.
"Латвийская система здравоохранения маленькая и ограниченная, и здесь можно было бы наладить сотрудничество, отложив в сторону все разногласия. Ведь у России накоплен большой опыт противодействия вирусной эпидемии", – заявил он, однако, посетовав на недостаток здравого смысла правящей элиты, которая не хотела бы взаимодействовать с Россией.
Впереди кризис
Политолог Нормундс Гростиньш указал, что принятые правительством меры сильно запоздали и должны были быть введены как минимум на неделю раньше. По его словам, основные ошибки властей были связаны с тем, что очень долго не закрывалось авиасообщение с Италией. Школьников тоже надо было отпустить на каникулы раньше. Кроме этого у Латвии не было плана гражданской обороны, а в системе здравоохранения царил "полный бардак".
"Не было никаких резервов из медицинских масок, респираторов, и наши медики были фактически изначально поставлены режим экономии", – заявил политолог.
Хотя сейчас кажется, что ситуация более или менее под контролем, эксперт не исключает, что реальное количество заболевших в Латвии может быть больше, чем отмечается в официальных цифрах.
"В понедельник было проведено двести анализов и обнаружено двое заболевших. Но эти двести анализов совершенно не дают представления о том, что делается в стране, да и в рабочие дни анализов проводилось больше, что давало большее количество заболевших. Поэтому, что у нас произошло за пасхальные выходные, мы увидим в ближайшее время", – предположил он.
Прогнозируя последствия этой пандемии в Латвии, Гростиньш обратил внимание, что 70% жителей страны не имеют сбережений более чем на два месяца, да и выделяемые пособия не такие большие. В связи с этим для многих латвийцев, нынешний период вынужденного простоя может иметь неприятные последствия, которые в будущем могут только усугубиться, так как страну ждет экономический кризис. И если правительство не сможет с ним справиться, возможен рост сбора подписей за референдум о роспуске Сейма.
Говоря же о помощи со стороны России, политолог указал, что пока что ситуация в стране такой помощи не требует, да и правительство будет пытаться не допустить этого и решит обратиться к России лишь в самом крайнем случае, когда не останется другого выхода.
"Прецеденты такие есть, когда относительно недавно в стране бушевали лестные пожары, и оказалось, что их невозможно потушить имеющейся техникой. Мы обратились к Беларуси, получили вертолеты и так далее. Так что можно обратиться и к России. Но пока контроль над ситуацией сохраняется, думаю, никто из латвийских властей за помощью к России обращаться не будет", – отметил Гростиньш.
Любая помощь хороша
Экс-министр иностранных дел Янис Юрканс, рассуждая о принятых Латвией мерах, ответил, что пока еще рано говорить об их эффективности или неэффективности, а надо дождаться окончания эпидемии.
"Цыплят по осени считают, как и мертвых. Поэтому надо подождать, пока все это закончится, и сравнить, как оно было в других странах", – указал Юрканс, добавив, что все же, по его мнению, правильнее было бы пойти по пути Швеции, вырабатывая коллективный иммунитет, а не вводить жесткие ограничения, которые негативно влияют на экономику.
"Как мы будем лечить эти экономические последствия? – задался вопросом Юрканс. – Я не сторонник принципа дарвинизма, когда выживает сильнейший. И в данной ситуации я думаю, что сильные должны работать и зарабатывать деньги для тех, кто не может и кому необходима изоляция. Также и детям необходимо ходить в школу, а магазинам – работать, конечно, при соблюдении всех необходимых предосторожностей. Но то, что делается у нас в стране – социальная изоляция для всех, я считаю, это неправильно".
В то же время помощь России другим государствам он считает хорошим примером того, как эта страна помогает даже тем, с кем ее отношения далеки до идеала. По его словам, любая помощь, если она не политизирована, хороша, и ее нужно принять.
"Эта зараза – коронавирус – границ не знает, и я думаю, что, если у России имеются возможности помочь своим соседям, то ей стоит это сделать. Ведь если соседние страны будут здоровы, то и ей меньше риска", – сказал он, отметив, что нынешний кризис, вызванный коронавирусом, может существенно изменить мир и отношение к разным странам.