РИГА, 09 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Многие в Латвии не могут понять, откуда в стране повылезала вся эта неонацистская гадость с шествиями 16 марта и выступлениями политиков за откровенное искажение истории в пользу Третьего рейха, сведением счетов с ветеранами Красной армии, желанием снести памятник Освободителям, надругательством над мемориалом в Саласпилсе.
Люди средних лет и тем более пожилые искренне не понимают, почему в те десятилетия после окончания войны советская власть словно специально не вспоминала о тысячах пособников нацистов, служивших на стороне гитлеровской Германии, забывала и о бандитских отрядах "лесных братьев", которые занимались откровенно террористической деятельностью в мирное для страны время. И чем все это в итоге обернулось теперь, когда весь мир будет вскоре вспоминать славную дату 75-летия Великой Победы?
Хотя в Латвийском государственном архиве до сих пор полно информации, данных гитлеровских палачей, и при желании все можно найти и обнародовать имена и фамилии тех латышей, которые воевали на стороне Третьего рейха. Почему в советские годы о них забыли?
В интервью корреспонденту Sputnik Латвия латвийский историк Влад Богов рассказал о том, почему так получилось, и привел факты.
Сводят счеты
"Да, есть версия, что сегодня латышские националисты сводят со всеми русскими счеты, поскольку, по мнению многих, в Великой Отечественной войне победила "не та сторона". Хотя, давайте честно скажем, если бы победила "та сторона", то мы бы в Латвии "баварское не пили", и нас вообще, скорее всего, не было бы. Однако радует, что в Латвии для почти половины населения 9 Мая – праздник, и эти люди не сомневаются, что русский солдат – победитель, а не оккупант", - рассказал историк.
При этом он подтвердил, что в советские годы о легионерах и "лесных братьях" действительно предпочитали не вспоминать лишний раз, чтобы не унижать братский латышский народ. В редких случаях тему пособников нацистов поднимал кинематограф, например, в фильмах "Я все помню, Ричард", "Долгая дорога в дюнах".
И многие в Латвии действительно не знали ни о латышских легионерах, ни о "лесных братьях", пока не наступили 90-е, или забыли эту страницу истории. И то, что началось в эти годы, для многих стало шоком. Люди совершенно искренне не понимают: как это в Латвии кто-то полагает, будто советский солдат – это не победитель.
Богов подчеркнул, что на стороне немцев было очень много латышей, но никак не треть населения. Например, в составе 15-й латышской дивизии СС было до 15 тысяч человек, примерно столько же в составе 19-й, которые причастны и к жестоким операциям на территории России и в Беларуси. В общей сложности, по разным данным, на службе у Третьего рейха числилось от 100 до 145 тысяч жителей Латвии. Да и в бандах "лесных братьев", которые "просто воевали в составе немецких частей", но не участвовали в карательных операциях, были тысячи предателей своего народа.
Ликвидировали, но не всех
Историк рассказал, что с июля 1944-го на освобожденных территориях Латвии уже работали организации "Смерш" ("Смерть шпионам!") вместе с Чрезвычайной республиканской комиссией: проводили операции по зачистке территорий – и отловили очень много нацистских пособников, составляли списки преступников.
Многие из них были осуждены, высланы из Латвии и распределены по разным лагерям в СССР, например, на строительные и восстановительные работы. Однако многие, кто воевал на стороне Германии, воспользовались послевоенным хаосом и бежали на Запад.
Незадолго до освобождения Риги в октябре 1944 года немецким командованием было сформировано подпольное сопротивление. Одна из крупнейших групп для борьбы в тылу Красной армии была группа под командованием латышского генерала Яниса Курелиса. Операция провалилась, но неуспех не омрачил немецкое командование, и оно продолжило подготовку других отрядов. Для них оставлялись тайники с оружием и взрывчаткой, налаживалась агентурная сеть, в тыл Красной армии забрасывались диверсанты, готовились инструкторы и командиры бандитских отрядов.
Руководителями вооруженных формирований становились как немецкие инструкторы, так и бывшие офицеры национальных армий. Изначально идеологической целью этих групп была борьба с советским режимом и признание независимости прибалтийских государств.
После 1946 года большие надежды стали возлагать на помощь и содействие западных союзников, в частности США и Великобритании. Операции по ликвидации бандформирований часто проходили с привлечением регулярных частей Красной армии и войск НКВД. Для нейтрализации небольших организаций создавались оперативные группы во главе с сотрудниками органов госбезопасности.
В конце 1944 года всех солдат 15-й дивизии нацистское командование вывезло в Германию – на отдых в Померанию, а всех из 19-й дивизии, кто сдался в мае 1945-го (они оказались в окружении в Курляндском котле), после фильтрации депортировали из Латвии и распределили по СССР, а уже в 1946-м вернули – восстанавливать народное хозяйство Латвии.
Согласно легенде, за осужденных просил сам председатель Совета министров (Совета народных комиссаров) Латвийской ССР Вилис Лацис, поскольку видел, что в союзной республике просто нет людей для восстановления хозяйства.
Плоды гуманности
Например, в Германии, Нидерландах, во Франции и других странах прошел процесс денацификации – почти всех пособников судили и карали беспощадно, а в СССР – все было иначе, и в итоге очаг национализма тут тлел в отдельных республиках, особенно прибалтийских, а в 1990-м с открытием границ в Латвию вернулись в том числе и те, кто бежал с немцами в 1944-1945 годы.
"С тех пор здесь разгорелся пожар национализма и полыхает все сильнее. Сегодня вот даже форму запретили носить ветеранам Красной армии, доходит буквально до расчеловечивания советского солдата и вообще русского человека – что в Польше, что в Латвии, Литве или Эстонии. Может быть, настало время признать, что гуманность сороковых годов на пользу народу Латвии не пошла", - задается вопросом Богов.
Историк отмечает, что если под прицелом националистов оказались наши ветераны – возможно, имеет смысл вскрыть архивные документы и назвать имена тех, кто был фактически помилован советской властью? Не все же поднимать шум вокруг "мешков КГБ" - эти "мешки" сейчас могут оказаться намного интереснее.
"Латвия к дате 75-летия Победы подходит с оголтелым национализмом. Официальные власти постараются вообще не замечать эту дату, хотя почти для половины жителей страны, и для меня в том числе, 9 мая - настоящий праздник, и мы все будем около памятника Освободителям", - заключил Богов.