Нацисты планировали взорвать Ригу: архив генерала Еременко

© Sputnik / Владимир Песня / Перейти в фотобанкКолокольня Домского кафедрального собора в Риге в Латвии
Колокольня Домского кафедрального собора в Риге в Латвии - Sputnik Латвия
Подписаться
Старой Риги, к которой мы привыкли с детства, сегодня могло не быть, если бы планы нацистов по уничтожению города были реализованы

РИГА, 12 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. Около 600 объектов в административном центре рейхскомиссариата Остланд в октябре 1944 года по планам оккупационных властей планировалось уничтожить. Объекты инфрастуруктуры, жилые и общественные здания, даже уникальные рижские церкви, включая Домский собор, были заминированы нацистами.

Саперные подразделения в составе Прибалтийских фронтов РККА начали разминировать Ригу в первые же часы, свидетельствуют данные архивов командующего 2-м Прибалтийским фронтом генерала армии Андрея Еременко, которые изучил Sputnik Латвия.

Дочь одного из маршалов Победы Татьяна Еременко предоставила нам архивные документы своего отца, касающиеся освобождения Латвии. Финалом блестящих наступательных операций этого "Восьмого сталинского удара" стала Рижская операция, начавшаяся с форсирования Киш-озера 13 октября.

Уже спустя сутки, 14 октября, после того как вермахт, части шуцманов и национальных подразделений СС отступили с правобережья Риги, был упразднен Generalbezirk Lettlan — оккупационный округ в составе рейхскомиссариата Остланд.

Тактика "выжженной земли"

Старой Риги, к которой мы привыкли с детства, сегодня могло не быть, если бы планы нацистов по уничтожению города были реализованы. Как указано в архивных документах маршала Андрея Еременко, всего было заминировано около 600 объектов. И часть из них немцы при отступлении все же сумели взорвать, как ТЭС на озере Бабелите.

Служащие батальона капитана Тоткайло, которые переправились на амфибиях через Киш-озеро и на рассвете 13 октября вступили на территории Межапарка и Рижского зоопарка. Наступающие в блиндаже захватили в плен офицеров командования частей СС и вермахта, а также сейф с документами.

Среди бумаг в сейфе оказался план города Риги с множеством нанесенных на нем знаков, выполненных красной и черной тушью, — план уничтожения Риги. Красными крестами были помечены места заложенных мин замедленного действия с часовыми механизмами с заводом до 72 часов.

Территории заводов, фабрик, крупнейшие правительственные учреждения должны были взлететь на воздух. Черные знаки указывали на запасы горючего материала, которые следовало поджечь при отступлении. Предприятия и жилой фонд должны были через несколько дней взлететь на воздух, возможно, вместе с людьми.

"Это была общераспространенная тактика оккупантов в годы войны, особенно характерная для гитлеровцев в 1944—1945 годах. Логика проигравшего: если города не достанутся Третьему рейху, пусть же не останутся никому", — рассказала Sputnik Латвия Татьяна Еременко.

© Андрей ТатарчукТатьяна Еремнко на фоне портрета своего отца - генерала победы Андрея Еременко
Нацисты планировали взорвать Ригу: архив генерала Еременко - Sputnik Латвия
Татьяна Еремнко на фоне портрета своего отца - генерала победы Андрея Еременко

Тактика "выжженной земли" была обычной при отступлении нацистов в Европе: Париж, Краков были сохранены, Варшава почти стерта с лица земли в ходе боев, восстания и самими нацистами. В Латвии отступающие оккупанты взорвали и сожгли сотни жилых объектов недвижимости в Елгаве, Даугавпилсе, Резекне, Балви, Валимере, разрушили практически все электростанции и ряд промышленных предприятий, 550 мостов, 1990 километров железнодорожных путей (более 62 % от общей протяженности).

Вывезли в Германию и вывели из строя практически весь железнодорожный подвижный состав, вывезли и вывели из строя сельхозмашины и инвентарь совхозов и машинно-тракторных станций.

Среди этих данных нет сведений об убытках в период оккупации 1941—1944 гг. По воспоминаниям рижского раввина Натана Баркана, в первый год оккупации было сожжено около 600 латвийских синагог — практически все. Чудом уцелела рижская синагога на улице Пейтавас 6/8, возобновившая деятельность уже в 1944 году. Ее не стали жечь из соображений противопожарной безопасности. Огонь от молельного дома "Пейтав-шул" мог распространиться на значительную часть Старой Риги.

Солдаты Красной Армии после освобождения Риги от гитлеровцев, октябрь 1944 года - Sputnik Латвия
Минобороны РФ опубликовало архивные документы об освобождении Риги

Специальные саперные части, выделенные командованием, за несколько дней октября 1944 года, сумели обезвредить более трех тысяч мин замедленного действия и вывезти в безопасное место тысячи специальных емкостей с воспламеняющимся горючим.

Генеральный комиссар оккупационного округа Латвия Отто-Генрих Дрехслер и обергруппенфюрер СС, генерал полиции Третьего рейха рейхскомиссариата Остланд Фридрих Еккельн не смогли уничтожить латвийскую столицу. К слову, оба нациста совсем ненадолго пережили отступление из Риги. Первый покончил жизнь самоубийством 5 мая 1945 года в Любеке, второй был повешен в столице на площади Победы по приговору трибунала 3 февраля 1946 года.

Отступление на позицию "Н"

В архиве маршала Еременко о Рижской операции есть еще несколько интересных документов, их стоит процитировать. Цитата (Ein Erinnerungsbuch der 215. Infanterie – Division. Stuttgart – Munster, 1959, S. 264 – 275) из письма солдата 215-й пехотной дивизии вермахта:

"В ночь на 14 октября переходим на позицию "Н", проходящую по южной окраине предместья Риги западнее Западной Двины. Снова день под ураганным огнем. У противника в ходу даже захваченные у нас реактивные минометы. Их тяжелые ракеты бьют громовыми залпами по нашим неглубоким окопам. Сильных атак пехотой противник больше не ведет. Он уверен, что вскоре Рига сама как спелый плод упадет ему в руки. В ночь с 14 на 15 октября боевые группы дивизии уходят из западной части Риги. В полусвете раннего утра 15 октября три самоходные пушки с арьергардом 390-го гвардейского полка следуют вдоль берега Западной Двины, в то время как из тумана проступают башни Риги. Последние вооруженные немецкие солдаты еще видят чудесный силуэт древнего города, а следом за ними в Ригу врываются советские войска".

"За залпы наших "катюш" деморализованные чередой поражений гитлеровцы приняли огонь трофейных немецких шестиствольных минометов. Рига должна была быть взорвана, этого чудесного силуэта древнего города сегодня бы не существовало, если бы не наши герои", — говорит Татьяна Еременко.

Старт реконструкции форсирования Киш-озера - Sputnik Латвия
Фото
Как освобождали Ригу: участники реконструкции воссоздали подвиг Красной армии

Как пишет Андрей Еременко, опираясь на доклады, "уже 12 октября в Огре заработала бумажная фабрика. Гитлеровцам не удалось уничтожить предприятие, благодаря усилиям шофера Петра Якона, его жены Эммы, старшего мастера Страдзыня и других.

За неделю до освобождения города нашими войсками немецкий комендант приказал директору фабрики снять и отправить в Ригу наиболее ценное оборудование, часть которого погрузили на машину Якона. В Риге, оставив своего попутчика – директора фабрики – возле его квартиры, водитель вместо немецкого склада вернулся в свой город.

Здесь рабочие фабрики под наблюдением мастера Страдзыня бережно закопали часть груза в землю, а часть — разместили в подвальном помещении, где находилось силовое хозяйство — паровые котлы, турбины, генераторы. Входные двери тщательно замаскировали. Гитлеровцы несколько раз проверяли, все ли оборудование вывезено. "Ревизоров" встречала Эмма Якон, приглашала в дом, обильно кормила и поила. После застолья Страдзыня или другой мастер водил изрядно подвыпивших немцев по пустым цехам, умело обходя замурованные двери машинного отделения.

Они спасли Ригу

В ночь на 8 октября, когда в предместье города завязался бой, во двор фабрики ворвались несколько фашистских факельщиков. Они наспех подожгли фабричные постройки и уехали. Рабочие во главе с Яконом и мастером Страдзынем сбили пламя. Фабрика, оборудование, более 200 тонн бумаги, находящейся на складе, — все было спасено. За один день производство было восстановлено".

Приказом Верховного главнокомандующего в октябре 1944 года присвоены наименования "Рижские" 70-й танковой ордена Суворова 2-й степени бригаде, 47-му гвардейскому Краснознаменному минометному дивизиону и 1708-му зенитному артиллерийскому полку. За умелые боевые действия, мужество и героизм, проявленные в боях, свыше 8 тысяч офицеров, сержантов и рядовых были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Это очень важно — 75 лет назад они спасли Ригу, и в Москве на Воробьевых горах в воскресенье, 13 октября, пройдет праздничный салют в честь этой Победы.

Лента новостей
0