РИГА, 8 апр — Sputnik, Евгений Лешковский. Бывшего начальника Полиции порядка Риги и Рижского района подполковника в отставке Алексея Рощина хотят посадить за решетку на год и десять месяцев за то, что он на машине зацепил школьника, перебегавшего проезжую часть в неположенном месте. Ребенок здоров и радуется жизни.
Алексей Рощин отдал работе в Полиции порядка – вначале Рижского района, а потом еще и столицы – без малого тридцать лет. Потом он ушел на пенсию по выслуге лет. Сейчас Рощин входит в правление организации Society for Baltic Security (SBS – "Объединение за безопасность Балтии"). Он всегда был уважаемым человеком в среде блюстителей закона, но вдруг сам попал в жернова судебной системы. И теперь удивляется: сон все происходящее или жуткая явь.
Латвия знает случаи, когда полицейским, виновным в авариях на дороге, иногда даже со смертельным исходом, выписывают лишь штраф и даже не лишают прав. А тут история совсем иная. Как поступить с человеком, если он не виновен? Алексей Рощин, к счастью, лишь зацепил машиной ребенка, который перебегал дорогу в темноте и в неположенном месте. Но вдруг оказалось, что история эта почти детективная: замешаны в ней и прокурор, имеющий "определенный интерес", и несправедливые судьи, и еще масса всего.
Авария, которую не предотвратили
Дело Алексея Рощина тянется в судах уже шестой год. А началось все так: 3 декабря 2013 года после работы (после увольнения из полиции Алексей стал заниматься частным предпринимательством) он ехал со знакомыми по Видземскому краю. В 17:10, когда на улице уже была кромешная темень, в городке Саулкрасты случайно зацепил краем машины – передней фарой - ребенка.
Мальчик долго сидел в школе в группе продленного дня. Наконец ему позвонила мама - Инга Погода, – и он выбежал из школы. Мама встретить сына вовремя не успевала, задерживалась, и тот решил перебежать дорогу до соседней школы, где хотел купить что-то перекусить, а потом быстро, чтобы мама не заметила, вернуться обратно. Ребенок решил срезать путь – не идти через пешеходный переход, а пересечь проезжую часть, как это делают многие его сверстники, в неположенном месте, ведь так короче.
Школьник говорил по телефону с мамой и, перебегая дорогу, не смотрел по сторонам. И как раз именно в этот момент появилась машина Алексея Рощина – на нерегулируемом и недостаточно освещенном перекрестке улиц Райня и Сколас.
Хорошо еще, что он ехал медленно и резко затормозил, иначе могли произойти более тяжелые последствия. Причем тому, как Алексей успел среагировать и затормозить, удивляются даже его бывшие коллеги-криминалисты. Дорога была достаточно скользкая, кругом – темнота, на улице - тусклые фонари, впереди не оборудованный тротуаром темный двор и густые кусты. К тому же на ребенке, внезапно оказавшемся на проезжей части, не было ничего светоотражающего.
Алексей слегка зацепил ребенка (удар передней фары пришелся в колено), мальчик потом ударился головой о края железного ограждения – барьера безопасности - у дороги. К слову, этого "края" там не должно было оказаться. Просто железное ограждение у дороги сломали школьники – и торчал кусок трубы. Школьники, перебегая автомобильную трассу в неположенном месте и сокращая путь, прыгают на ограждение, а потом с него – на дорогу...
Невиновного хотят видеть за решеткой
Ребенок ударился головой о железный выступ трубы – тот самый "дефект барьера безопасности", как сказано в заключении полиции, - и потерял сознание. Алексей сразу вызвал на место происшествия скорую помощь, и школьника отвезли в ближайшую больницу - в Ригу. Впрочем, достаточно быстро ребенка выписали из больницы, и жизни его ничего больше не угрожало, равно как и здоровью.
Казалось бы, самое обычное дело, из-за ребенка случилась авария на дороге, Алексей Рощин ни в чем не виноват, и ему даже штраф выписывать не за что. А наоборот, сказать спасибо за то, что ехал медленнее, чем разрешают правила дорожного движения, и в результате, что самое главное, ребенок остался жив. Однако всё случилось иначе.
Хотя мать ребенка не присутствовала при аварии, вначале признала, что ее сын перебегал дорогу в неположенном месте, а потом изменила показания. Инга Погода вдруг заявила, будто ее ребенок переходил улицу по пешеходному переходу и был сбит именно там, причем на большой скорости. Впрочем, то, что скорость была небольшой, уже доказало несколько независимых экспертиз. Погода утверждала, что ее ребенок может на всю жизнь остаться инвалидом из-за травмы головы, однако с этим сложно согласиться.
Тем не менее уголовное дело, которое началось в 2013 году, тянется по сей день. Прокурор Рижского района Поокс (между прочим, служивший с Алексеем Рощиным в свое время в одном здании) потребовал для подполковника даже не условного срока, а реального тюремного заключения, причем на такой срок, который обычно предусмотрен для тяжких преднамеренных преступлений.
Чем "заинтересовали" прокурора, и на что смотрят судьи
"Прокурор, явно "заинтересованный" чем-то со стороны Погоды, даже не разобрался в ситуации, не анализировал доказательства и все факты, а просто предъявил мне решение – бумагу, заполненную по типовому шаблону, где специально подобрал самые тяжелые статьи закона о заочном осуждении. Понятно, что это прямое нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Ведь еще ничего не доказано окончательно, а меня уже хотят упрятать за решетку", – говорит Алексей Рощин.
К тому же есть свидетели произошедшего: дети и взрослые, ехавшие в машине Алексея Рощина, а также те, кто стоял около школы, куда бежал малолетний ребенок. Прокурор категорически не принимал во внимание заявление свидетелей в пользу подполковника, а учитывал лишь слова Погоды, даже не видевшей аварии; и нет свидетелей, которые могли бы дать показания в пользу потерпевшей стороны.
Интересно поведение руководства Саулкрастской думы. После аварии, чтобы на городское руководство не повесили всех собак за то, что и перекресток около школы нерегулируемый, и освещения никакого, и барьер безопасности сломан, и предупреждающих знаков нет, оно тут же все сделало. Дума установила новое освещение и дорожные знаки, выложила новый тротуар и, наконец, через три месяца отремонтировала барьер безопасности. Правда, этот барьер школьники вскоре опять сломали - так он торчит по сей день...
Впрочем, такие метаморфозы близ места аварии заметили почти все горожане, и, разумеется, все это не в пользу мэрии города, которая тоже косвенно виновна в случившемся.
Еще дума быстро распорядилась, чтобы теперь всем ученикам в школе срочно выдали жилеты с отражающими элементами, о чем ранее в самоуправлении даже не задумывались. И еще у школы на перекрестке теперь стали дежурить работники муниципальной полиции. И, получается, нужно было дождаться аварии на дороге у школы вместо того, чтобы предотвратить это вовремя.
Как из-за травмы головы может укоротиться нога
Тому самому школьнику исполнилось уже тринадцать лет. Он и жив, и здоров (и даже не хромает), и учится уже в средней школе. И никакой инвалидности, слава богу, вполне полноценному парню не полагается. Хотя его мама спустя шесть лет после аварии вдруг стала опрометчиво утверждать, что почему-то в результате травмы головы у ее сына вдруг стала короче… одна нога.
Сейчас уголовное дело находится на рассмотрении в Верховном суде. И когда оно завершится – совершенно непонятно.
Хотя, казалось бы, в деле всё предельно ясно, но если вдруг в процессе оказываются "сильно заинтересованы" и судьи, и прокурор , как полагает Алексей Рощин, то все может тянуться еще очень долго.
Будем следить за процессом.
Кто в наушниках, кто на скутерах: как обезопасить ребенка по дороге в школу>>