01:16 14 Декабря 2018
Прямой эфир
  • USD1.1371
  • RUB75.4593
Акция в защиту русских школ в Риге. 2 июня 2018 г.

ООН уличила Латвию в дискриминации: подробный обзор доклада

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
Русские школы: языковой барьер или мост (394)
2470

Поправки Шадурскиса отменить, гражданство для младенцев - принять

РИГА, 31 авг — Sputnik, Юлия Грант. В четверг, 30 августа, опубликован отчет Комитета ООН по предотвращению расовой дискриминации, где проанализировано исполнение соответствующей Конвенции в Латвии.

Эксперты предъявили стране длинный список нарушений прав этнических меньшинств, в частности неправомерное уменьшение использования языка нацменьшинств в средней и основной школе — то самое, что запланировано согласно принятым в марте поправкам к законам "Об образовании" и "Об общем образовании", которыми так гордился министр образования Карлис Шадурскис.

Комитет сожалеет о том, что из-за финансового кризиса Латвия давно не отчитывалась об исполнении Конвенции.

По итогам встреч с делегацией республики в августе 2018 года он пришел к ряду неутешительных выводов.

Положительным моментом является то, что за последние десять лет Латвия присоединилась к некоторым международным соглашениям по правам человека – таким, как Конвенция о правах ребенка, Протокол о запрете смертной казни, а также вписала в законодательство разъяснение термина "расовая дискриминация" (Закон о труде, ст. 29), понятие преступлений против человечности (Уголовный закон, ст. 74), упростила натурализацию для детей (Закон о гражданстве).

Благодарность Латвии занимает всего несколько абзацев, а вот рекомендации по недостаткам и нарушениям Конвенции по предотвращению расовой дискриминации – несколько страниц. Претензии комитета ООН серьезны. Чтобы их удовлетворить, стране вообще надо пересмотреть свою этнократическую политику: ведь дух и буква Конвенции никак не сочетается с массовым безгражданством, отстранением меньшинств от участия в общественной и политической жизни, ущемлением в основных правах и законодательным беспределом, который усугубляет и без того наболевшие проблемы.

Комитет договорился до того, что рекомендовал привлекать к уголовной ответственности латвийских политиков и интернет-комментаторов за использование языка вражды!

Язык вражды — обобщенное обозначение грубых, уничижительных определений в адрес "оппонентов" — носителей иной системы национальных и культурных ценностей.

При составлении отчета эксперты не очаровывались официальными документами Латвии, а постарались вникнуть в суть дела. Их выводы таковы.

1. Отсутствует статистика о социально-экономическом положении разных социальных групп, в том числе в местах их компактного проживания.

Это не позволяет собрать адекватную информацию для планирования политики и обеспечения равных прав согласно Конвенции. Комитет также рекомендовал собрать и опубликовать данные об этническом составе заключенных и представительстве групп меньшинств в политической жизни и потребовал предоставить эту информацию в следующем отчете с латвийской стороны.

2. Омбудсмен снизил внимание к случаям расовой дискриминации.

Хотя финансирование бюро омбудсмена увеличилось с 2011 года, ему по-прежнему не хватает ресурсов для исполнения мандата, а работа по предотвращению расовой дискриминации стала менее активной. Комитет призывает Латвию помочь своему омбудсмену, чтобы он боролся с расовой дискриминацией, помогал ее жертвам получить юридическую защиту и собирал информацию о жалобах по этой теме и реакции государства на них.

3. В законах нет определения расовой дискриминации.

…как того требует статья 1 Конвенции. Комитет настоятельно рекомендует включить его в Конституцию и законодательство ЛР.

4. Антидискриминационное законодательство и его усиление

Отмечая внедрение антидискриминационных норм в Закон о труде, Административный кодекс и Уголовный закон, комитет уверен, что Латвии необходим современный антидискриминационный закон, который способствовал бы полной реализации Конвенции. Низкое число жалоб на дискриминацию может демонстрировать недостатки законодательства, неверие людей в уголовно-правовую систему, нежелание государства реагировать на случаи дискриминации.

5. Язык вражды

Комитет убедился, что неофициальные данные показывают на большее количество преступлений на почве ненависти и языка вражды (hate speech), нежели об этом сообщается официально. Эксперты отметили, что язык вражды активно используют политики в предвыборный период. Такие высказывания свободно циркулируют в интернете, несмотря на то, что за это с 2014 года предусмотрено уголовное наказание (ст. 4 Конвенции).

Напоминая об общих рекомендациях № 35 (2013) o борьбе с расистскими выступлениями, комитет рекомендовал Латвии программу из пяти пунктов:

(a) пересмотреть адекватность действующего законодательства касательно наказаний за язык вражды и разжигание национальной розни;

(b) сделать приоритетом сбор убедительной и современной статистики, разделенной по этнической принадлежности жертв, сообщениям, расследованиям, санкциям за язык вражды;

(c) развивать тренинги для распознавания, расследования и наказания за расистские инциденты, преступления на почве ненависти и языка вражды;

(d) убедиться, что все известные случаи таких преступлений эффективно расследуются и наказываются, в том числе относительно политиков в ходе политических кампаний;

(e) принять меры по борьбе с языком вражды в интернете. Обеспечить детальную информацию о применении уголовного наказания за такие преступления согласно Уголовному закону (2014).

6. Языковая политика.

Хотя комитет учитывает "исторические обстоятельства", которые привели к необходимости конституционной защиты латышского языка, эксперты считают, что текущая языковая политика дискриминирует этнические меньшинства в областях образования и занятости, общественной и политической жизни, а также доступе к услугам.

Особенно комитет обращает внимание на то, что:

(a) поправки к закону "Об образовании" об уменьшении преподавания на языке нацменьшинств в государственных и частных средних школах и уменьшении доли преподавания на этом языке в основной школе будут создавать ненужные ограничения в доступе к образованию на языках меньшинств;

(b) статья 6 закона "О государственном языке" (1999), требующая знания латышского языка от наемных работников и самозанятых лиц, может привести к прямой или непрямой дискриминации при получении работы в общественных и частных учреждениях;

(c) требования знания латышского языка уже повлияли на возможность меньшинств участвовать в общественной и политической жизни и получать доступ к основным услугам.

Комитет рекомендует стране-участнице принять меры, чтобы языковая политика не создавала прямой или косвенной дискриминации, не ограничивала права этнических меньшинств на образование, работу, основные услуги, а также:

(a) советует убедиться, что нет ненужных ограничений в доступе к образованию на языках нацменьшинств. Эксперты рекомендуют пересмотреть необходимость поправок к закону "Об образовании", создающих новые ограничения по количеству уроков, преподаваемых на языках нацменьшинств в общественных и частных школах;

(b) настаивает на внедрении предыдущих рекомендаций касательно применения закона "О государственном языке", который не должен вызывать ненужные ограничения, вызывающие этническую дискриминацию или способствующие ей; языковая политика не должна влиять на возможность этнических меньшинств получить работу в общественном и частном секторе;

(c) рекомендует принять меры, чтобы лица, принадлежащие к этническим группам, были представлены в общественной и политической жизни на всех уровнях и не исключались бы на почве языка. Обеспечить доступ этнических меньшинств к услугам.

Следующий закон — рожать сразу латышей: почему русскоязычные вышли на акции>>

7. Правосудие.

Комитет убедился в том, что среди заключенных в Латвии высокое количество представителей этнических меньшинств, включая русских и цыган. Анализируя проблемы, с которыми сталкиваются эти люди в юридическом процессе, Комитет убедился в том, что им не хватает информации со стороны государства, услуги перевода документов для них ограничены, особенно если это нуждающиеся люди.

Напоминая о своих общих рекомендациях No. 31 (2005) o предотвращении расовой дискриминации в уголовно-правовой системе, комитет рекомендует Латвии:

(a) тщательно проанализировать причины высокой преступности среди этнических меньшинств;

(b) собирать и публиковать статистику об этническом составе заключенных на регулярной основе;

(c) немедленно предпринять меры для устранения барьеров в доступе этнических меньшинств к правосудию;

(d) кроме того, настаивает на пересмотре поправок к Гражданско-процессуальному закону, вступивших в силу 31 июля 2016 года, потому что необходимо обеспечить легкий доступ латвийских этнических меньшинств к гражданскому правосудию.

8. Неграждане.

Отмечая усилия Латвии в процессе натурализации, комитет убедился, что:

(a) 11% населения, или 233 тысячи жителей, Латвии не имеют гражданства;

(b) это население относится к отдельной юридической категории неграждан и подвержено риску безгражданства, что может ограничить его в доступе к определенным правам по международному законодательству;

(c) хотя большинство этих людей достигли возраста, когда они могут избирать, они не имеют избирательного права и не могут участвовать в политической жизни;

(d) эта группа сталкивается с дискриминацией в доступе к общественным услугам;

(e) текущий уровень натурализации низок.

(f) попытка изменить закон "О гражданстве" в 2017 году, чтобы разрешить детям, родившимся у родителей-неграждан, автоматически приобретать латвийское гражданство, была провалена, и дети-неграждане продолжают рождаться в Латвии.

Принимая во внимание Общие рекомендации No. 30 (2004) касательно дискриминации неграждан, комитет рекомендует Латвии:

(a) предпринять меры по уменьшению числа лиц без гражданства, облегчив натурализацию;

(b) найти способы, чтобы устранить отдельную юридическую категорию "неграждане";

(c) допустить неграждан, долгое время проживающих в стране, к участию в местных выборах (комитет настаивает на своих рекомендациях на этот счет в отчете CERD A/54/18 (1999), параграф 448);

(d) предотвращать дискриминацию этих людей в доступе к общественным услугам;

(e) продолжить устранение оставшихся барьеров для натурализации тех, кто хочет ее предпринять;

(f) предпринять дополнительные усилия, чтобы обеспечить гражданство новорожденным, принять поправки к закону "О гражданстве", автоматически гарантирующие гражданство новорожденным.

Комитет также выдал рекомендации относительно положения цыган и борьбы с ксенофобией, ярко проявляющейся при обсуждении темы беженцев.

Следующий отчет об исполнении Конвенции Латвия должна предоставить в 2021 году.

Юкша: часто действия Латвии идут вразрез со здравым смыслом>>

Тема:
Русские школы: языковой барьер или мост (394)

По теме

Как Латвия обманывает ООН, и о чем так долго думал Ринкевичс
Почему в Латвии выгодно игнорировать русских
РФ попросит СЕ и ООН оценить запрет высшего образования в Латвии на русском
Статистика ООН: рожденные в России жители Латвии менее счастливы
Теги:
неграждане, комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Карлис Шадурскис, Латвия, Дискриминация, Права человека
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис

    Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис назвал публичный имидж президента страны Дали Грибаускайте "нарисованным фасадом".

  • НАТО

    Большая часть населения Молдовы выступает против вступления страны в НАТО, показал соцопрос.

  • Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова во время брифинга в Москве

    МИД России прокомментировал попытки некоторых политических сил в Эстонии сорвать ратификацию договора о границе.