РИГА, 6 мая — Sputnik, Инга Берзиня. При большом скоплении народа 4 мая после реконструкции был открыт Латвийский Национальный музей. Счастливчики, которым удалось попасть во внутрь, с огромным сожалением и тревогой обнаружили отсутствие в музее полотен Левитана и Коровина, Шишкина и любимого латвийской богемой Рериха. Sputnik решил выяснить, куда пропали картины русских художников, и когда рижане и гости города смогут на них посмотреть.
Латвийский художественный музей – это 5 музеев
Наталья Суюншалиева заверила Sputnik, что точно также думает и директор музея Мара Лаце.
На сегодняшний день концепция музея выглядит таким образом: есть один Латвийский художественный музей. В него входит пять составляющих его подразделений, по которым распределены картины, скульптуры и прочие экспонаты. В Рижской бирже от египетского до западно-европейского, там же и русские художники, в Музее декоративного искусства все, что касается этого направления, в "Арсенале" — современное искусство и временные экспозиции, есть еще Музей Романа Суты и Александры Бельцовой и Латвийский национальный художественный музей на Валдемара, из которого как раз и пропали русские художники.
Нехватка информации
На вопрос, почему же новая концепция не была доведена до сведения обывателя хотя бы через прессу, Наталья Суюншалиева ответила, что в пресс-релизах о смене экспозиций не писали, потому что "мы рассчитываем на обычного простого посетителя, который не обязан знать, что здесь было два или три года назад, и на туристов".
"Мы приятно удивлены, что люди так помнят наши экспозиции, кто из художников в каком зале размещался и проявляют такой интерес к жемчужинам русской живописи. Это было неожиданно", — отметила в разговоре со Sputnik Суюншалиева.
Все наследие в одном месте
За пояснениями о новой концепции и ее обоснованием мы обратились к одному из членов научного совета, который как раз и принимал решение о смене концепции, директору Департамента визуального искусства Гинте Герхарде-Упениеце.
"Видите ли до реконструкции музея собрание сокровищниц наших картин заканчивалось 1940-м годом. То есть довоенными художниками, — рассказала эксперт. — И очень многие посетители и туристы жаловались на то, что в музее совсем не представлены художники 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годов, то есть советского периода. Не было Джеммы Скулме, Майи Табаки. Это было просто даже смешно. Коллекции обрубались 40-м годом, как будто после ничего не происходило, и дальше как будто художников вовсе не было. На научном совете было принято решение о том, что после реконструкции в музее должен быть и советский период, и современное искусство. Главная задача нашего музея – сохранять, оберегать, показывать и популяризировать наследие, латышских художников. Это наше национальное достояние. Таким образом, было решено, что во вновь открывшемся музее будут представлены и современные авторы, примерно до 2000 года. Чтобы все, кто действительно имеет вес, были выставлены в музее. Остальное – в выставочном зале «Арсенал» и в рижских галереях.
Одна стена – одна картина
"На втором этаже мы расположили постоянную экспозицию наших художников, ранее в музее не представленных —Оярса Аболса, Джеммы Скулме, Элтнерса. Эти художники очень важны для страны и для нашей истории, — поясняет Гинта Герхарде-Упениеце, — Но у нас были большие планы и мы хотели вместить все работы, а классики авангарда, или иными словами неоэкспрессионисты представлены картинами просто огромных, гигантских размеров. И сейчас у нас так: одна стена — одна картина. Во втором зале – тоже самое. Существуют специальные музейные правила, как нужно развешивать работы, и мы тут не можем ничего изменить. Так что тут у нас просто не получилось все вместить. Поэтому никаких споров или иных мнений в решении о смене концепций не было. Нам всем понятно, что искусство не должно кончаться 40-м годом, и что экспозиция должна быть продолжена более современными авторами. Тогда же было решено, что русские художники отправятся в Музей зарубежного искусства, Рижскую биржу и станут ее приоритетом".
На Левитана, Айвазовского, Шишкина и Коровина приходите в следующем году
Мы поинтересовались в Рижской бирже, когда рижане смогут увидеть Айвазовского, Левитана и Шишкина, а также где сейчас Куинджи? А заодно и тем, доволен ли сам Музей зарубежного искусства таким поворотом дел.
"Я прямо сейчас хочу пригласить всех на выставку Богданова-Бельского, дополненную ранее не выставлявшимися работами, — отметила директор музея Рижской биржи Дайга Упениеце. — Большая выставка Рериха у нас недавно закончилась, и сейчас он выставляется в Санкт-Петербурге. Коллекция вернется к нам в музей, постоит в темноте (это необходимо по правилам, так как пастель лучше всего так сохраняется), и затем отправится в Вильнюс. Все желающие смогут его увидеть там. Однако я знаю, что очень многие рижане любят Рериха. Так что по возвращении картин из Вильнюса, мы подготовим для них специальный выставочный зал, уже определили место, и Рерих будет там постоянно".
"Летом у нас будет Бакст, чему мы несказанно рады, приходите. И есть планы на следующий год. Вы спрашиваете, где конкретно Левитан и Айвазовский? Да, они сейчас в наших хранилищах. Однако к началу лета следующего года мы готовим большую экспозицию "Искусство конца 18 — начала 19 века" и вот там будет любимый вами Левитан, Айвазовскй, Шишкин, Куинджи, Коровин и остальные…", — уточнила Дайга Упениеце.
На вопрос, рады ли они русским художникам, госпожа Упениеце ответила: "Мы с радостью приняли эту коллекцию, у нас в музее отличные специалисты-искусствоведы по русскому искусству, им будет чем заняться".
Сделать экспозицию постоянной Рижской бирже опять же не дает отсутствие помещений. К тому же, по словам музейного специалиста, некоторые картины должны "отдыхать", а выставки – отправляться в другие страны.
Значит, все-таки не нашлось места в Латвии для русских художников?