РИГА, 19 апр — Sputnik, Елена Кириллова. Процесс денационализации в Латвии давно закончился, но его последствия до сих пор чувствительны.
Чего стоит, например, проблема разделенной собственности, когда жители многоэтажек, расположенных на хозяйской земле, по-прежнему вынуждены платить регулярный оброк в виде аренды.
"Закон о денационализации домовладений в ЛР" был принят Верховным советом ЛР в 1991 году. Его последствия еще предстоит осознать, так как официально подсчет жертв денационализации никто не ведет.
"Чувствительная тема" денационализации
Законом оказались недовольны как многие домовладельцы, так и жильцы, которые по независящим от них обстоятельствам стали их заложниками. Новые хозяева выкидывали людей на улицу, заколачивали двери, выбрасывали имущество жильцов на свалку, за этим следовали бесконечные суды и поломанные судьбы…
Позже многим чиновникам пришлось признать, что восстановление "исторической справедливости" произошло негуманным способом, а автор законопроекта Андрис Грутупс даже принес извинения всем пострадавшим.
Большинство посткоммунистических стран Восточной Европы после восстановления независимости приняли законы о реституции, но ни в одной из этих стран процесс не был проведен в такой уродливой форме, как в Латвии. По некоторым данным, в результате денационализации более половины домовладений в стране были возвращены фиктивным хозяевам по сомнительным документам.
И вот в болезненной теме произошел новый поворот — в начале прошлого года еврейская община заявила свои права на 270 зданий. Встал вопрос: почему возврата собственности еврейские организации не добивались раньше, когда действовал "Закон о денационализации"?
"Еврейская община пыталась на основании закона о возврате религиозной собственности получить здания синагог и молельных домов — в Риге и других местах. Но здесь возникли серьезные объективные проблемы. В годы Второй мировой войны нацисты уничтожили большинство еврейских культовых сооружений — они были сожжены или разрушены.
Остальные за редким исключением после войны были перестроены или реконструированы местными властями для использования в качестве производственных, общественных или жилых объектов. Поэтому в 1990-е годы еврейской религиозной общине удалось вернуть всего несколько зданий, в том числе единственную в Риге сохранившуюся целиком синагогу на ул. Пейтавас.
…Последняя группа собственности — недвижимость, принадлежавшая евреям — частным лицам, у которых не осталось наследников: их семьи во время Холокоста были уничтожены нацистами во всех поколениях. Поэтому уже в наше время, в 90-е годы, действуя согласно букве закона о денационализации, эту собственность некому было возвращать.
Однако сколько будет таких объектов, и каковы они — никто тогда сказать не мог: существовала надежда, что объявится хоть кто-то из родственников тех, кто был убит нацистами", — заявил Совет еврейских общин Латвии.
Оказалось, что закон в Латвии работал в отношении всех бывших собственников, кроме евреев — из многотысячной еврейской общины довоенной Латвии в результате действий нацистов и латвийских коллаборационистов выжили единицы.
Вернуть удастся не все
"Еврейской общине в Латвии принадлежат 270 зданий, но вернуть удастся не все", — заявил в январе 2015 года член правления Совета еврейских общин Латвии Дмитрий Крупников.
Он сообщил, что община не будет претендовать на дом в Кулдиге, потому что в этом самоуправлении сейчас нет еврейской общины. Дом в Лиепае, где сейчас действует музыкальная средняя школа, также исключен из списков, но за него потребуют компенсацию в размере кадастровой стоимости.
Тогда же стало известно, что речь идет о возврате пяти объектов собственности: здания бывшей еврейской школы на ул. Абренес, 2 в Риге, — сейчас оно пустует; здания на ул. Эрнеста Бирзниека-Упиша, 12 в Риге, — здание бывшей еврейской религиозной школы сейчас принадлежит Минфину; здания бывшей еврейской больницы на ул. Лудзас, 25 в Риге; здания бывшей синагоги на ул. Кляву, 13 в Юрмале, — там сейчас расположены два муниципальных предприятия; и здания бывшей синагоги на ул. Лиела в Кандаве.
Уточним: сегодня речь идет именно о возврате недвижимости, тогда как в 2011 году упоминалась возможность денежной компенсации.
Так, зампредседателя Совета еврейских общин Латвии Биомин Каем называл сумму в размере 32 млн латов (примерно 46 млн евро). Тогда еврейская община не возражала, чтобы утерянная собственность была компенсирована ей деньгами или другой собственностью (к слову, в Литве еврейской общине были выплачены денежные компенсации).
Биомин Каем подчеркивал, что община не хочет "передела собственности", так как многие лица получили ее путем приватизации, на аукционах и другими способами. Поэтому имущество должно остаться во владении людей, которым оно принадлежит сегодня. Общая сумма компенсации, оценивалась в сумму не меньше 32 млн латов, так как еврейская община решила не просить компенсации за собственность физических лиц, у которых нет наследников.
Националисты против
Тема возврата недвижимости традиционно вызывает бурные дебаты в Сейме и категорическое непонимание среди членов национального объединения "Visu Lativjai!"-ТБ/ДННЛ. Депутат Сейма от нацобъединения Александр Кирштейнс даже заявил как-то, что за проблемой возврата собственности еврейским общинам Латвии стоят лоббисты и материальная подоплека. По его словам, это заметно, в частности, по тому, как меняется позиция отдельных партий по этому вопросу.
"Если в 2006 году Крестьянский союз голосовал против реституции, то сейчас они поддерживают этот проект, и мы знаем, что за это время они получили три пожертвования от Rietumu banka. Да, это лоббирование, но любой человек, независимо от того, где он работает, имеет право жертвовать, никакого преступления в этом нет", — сказал Кирштейнс в эфире радио Baltkom.
По его мнению, давление Соединенных Штатов, которые пытаются ускорить процесс реституции еврейской собственности в Латвии связано с тем, что еврейские организации в США являются крупнейшими спонсорами американских властей.
Пять зданий — только начало?
Так или иначе, но в феврале этого года Сейм в последнем чтении утвердил законопроект о возвращении пяти зданий в разных городах Латвийскому совету еврейских общин.
Скорее всего этот список может скоро пополниться после визита Николаса Дина. Он встретится с представителями правительства, Сейма, еврейской общины и академических кругов.
Ранее Дин сказал, что в вопросе реституции собственности еврейской общины необходимо работать плечом к плечу. "Добрая воля, основанная на сотрудничестве США и Латвии — так США рассматривают вопросы, связанные с холокостом и реституцией", — отметил он.
На вопрос, не оказывали ли США давления на Латвию, посол ответил: он не считает, что слово "давление" характеризует отношения, существующие между двумя странами. "Скорее это сотрудничество", — сказал он.
Ранее в рамках этого сотрудничества тему реституции во время своего визита в Латвию поднимала и госсекретарь США Хиллари Клинтон.
"США определенно поддерживает возврат собственности тем, у кого она была отнята, сделали ли это нацисты или коммунисты, — заявила госсекретарь, добавив, что вопрос обсуждался на всех ее встречах с руководителями Латвии. — Это незаконченная историческая работа. Я ценю усилия, которые прилагает правительство к решению этого вопроса".
Раскол в еврейской общине
Тем временем вопрос о возврате собственности расколол саму еврейскую общину. Оказалось, у еврейских организаций есть разногласия относительного того, обоснована ли реституция юридически, как она должна проходить, и у кого есть основания претендовать на эту собственность.
В начале прошлого года прошли слухи о трениях между руководителем Совета еврейских общин председателем правления Rietumu banka Аркадием Сухаренко и раввином Менахемом Баркаханом, который является председателем правления Латвийского еврейского религиозного общества Šamir и музея Латвийского холокоста.
Конфликт дошел до суда: Šamir потребовал, чтобы Совет еврейских общин освободил помещения на улице Стабу в Риге. Представители Латвийского еврейского религиозного общества Šamir считают, что Совет еврейских общин не имеет юридических оснований претендовать на еврейскую собственность, потому что эта организация не представляет всех 6700 проживающих в Латвии евреев. Вероятно, точку в противоречиях, расколовших общину, теперь поставит только суд.