РИГА, 6 июн — Sputnik. Очередной груз СПГ с завода "Новатэка" прибудет сегодня, 6 июня, на терминал в Клайпеде. В июне это уже второе судно с газом крупнейшей в России частной газовой компании, сообщает Verslo žinios.
По данным порталов marinetraffic.com и myshiptracking.com, газовоз Coral Fungia идет из Высоцка. Тот же газовоз с грузом в 10 тысяч кубометров газа уже заходил в Клайпеду несколько дней назад.
Вероятно, груз предназначен для йонавского производителя удобрений Achema.
По неофициальным данным, в апреле-мае из российского порта Высоцк для Achema уже доставлено пять небольших грузов с газом "Новатэка". Сама Achema не комментирует, у кого закупает газ.
Помимо этой компании, терминалом пользуется и ее дочернее предприятие Lietuvos energija - Lietuvos energijos tiekimas (LET), а мощности на июнь зарезервировало и принадлежащее группе по торговле сырьем Imlitex Holdings предприятие Imlitex.
В выходные в Клайпеде ждут большой газовоз Arctic Princess. В Lietuvos energija заявили, что груз предназначен не для нее.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что завод Achema в прошлом году понес 28,9 миллиона евро чистых убытков против 20,2 миллиона евро прибыли в 2017 году. Из-за крупных убытков Achema в минусе оказалась и вся группа Achemos grupe (16,5 миллиона евро убытков).
Напомним, завод Achema – крупнейший в Литве потребитель газа, на нем лежит основное бремя содержания арендованного у Норвегии плавучего терминала СПГ Indepndence. В настоящее время для Achema плата за содержание терминала составляет около 20 миллионов евро.
Из-за подорожания газа компания Achema прошлым летом остановила часть производства. Был закрыт один из двух цехов, производящих аммиак; не работала часть цеха, производящего карбамид; была остановлена когенерационная электростанция, поставлявшая энергию производственным мощностям. В тех цехах, где работа не останавливалась, были сокращены объемы производства продукции. Часть работников завода отправлена в неоплачиваемый отпуск.
Представители Achemos grupe в прошлом году несколько раз встречались с представителями министерства энергетики по вопросу о содержании терминала. Власти предлагают концерну сделку: заключение долгосрочного контракта на поставку СПГ в обмен на снижение бремя по его содержанию.
Снижение затрат, по утверждению министерства, возможно благодаря тому, что Сейм Литвы разрешил выкуп судна-хранилища Клайпедского терминала СПГ после 2024 года, когда закончится срок его аренды у норвежской компании Hoegh LNG. Это решение позволит распределить затраты на содержание терминала на более длительный временной период – на выкуп судна планируется взять кредит в 308 миллионов евро, часть этих средств (148 миллионов) пойдет на содержание терминала. С 2019 года планируется снизить ежегодные расходы как минимум на 23 миллиона евро — с 66 до 43 миллионов евро.
В качестве одной из альтернатив в Achema высказались в пользу смены регазификационного судна Independence на другое - меньшей мощности, поскольку такой объем газа, который в год можно регазифицировать на Клайпедском терминале самой Литве не нужен, а нарастить экспорт в соседние страны не удается - соседи предпочитают покупать более дешевый трубопроводный газ у "Газпрома".
До сих пор вопрос между Минэнерго и Achema окончательно не урегулирован.
Более того, Achema и компания торговли газом Achema Gas Trade подали в Суд справедливости ЕС жалобу на вступивший в этом году в силу новый порядок содержания Клайпедского терминала СПГ, который ставит Achema в неравные условия с LET. Оспариваются не только действия литовских властей, но и решение Еврокомиссии, утвердившее изменения государственной помощи терминалу СПГ.