РИГА, 16 авг — Sputnik. Генеральный директор литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка и руководитель польского нефтяного концерна Orlen Даниэль Обайтек положили символический рельс в восстанавливаемый участок железной дороги между принадлежащим Orlen Lietuva Мажейкяйским НПЗ в Литве и Реньге в Латвии, а также подписали соглашение о сотрудничестве обеих компаний, сообщает BNN.
Соглашением предусмотрено, что Lietuvos geležinkeliai в дальнейшем будет возить грузы Orlen Lietuva в Польшу. Раньше Lietuvos geležinkeliai перевозило продукцию Мажейкяйского НПЗ только по территории Литвы, что вызывало недовольство латвийских перевозчиков.
A tak wygląda logistyka #Możejki @orlenlietuva. Dzięki porozumieniu z @LTGelezinkeliai będziemy w stanie zwiększyć transport w kierunku 🇵🇱 o kilkaset tysięcy ton. Odbudowa torów do Renge poprawi efektywność logistyki w kierunku północnym 🇱🇻🇪🇪gdzie lokujemy do 20% produkcji pic.twitter.com/tXdMwNj18S
— ORLEN (@PKN_ORLEN) 14 августа 2018 г.
Как подчеркнул на пресс-конференции в Мажейкяе министр транспорта Литвы Рокас Масюлис, прокладка рельса на участке Мажейкяй — Реньге имеет символическое значение, так как подтверждает, что преодолено недопонимание между Lietuvos geležinkeliai и Orlen.
"Это недопонимание и разбор рельсовых путей много лет назад не только привели к конфликту Orlen Lietuva и Lietuvos geležinkeliai, но и омрачили отношения между нашими странами", — добавил он.
We opened a new chapter with Lithuanian Railways: signed a new agreement re logistics to Poland and symbolically started reconstruction of Renge railroad track. pic.twitter.com/j3aeXvlyWV
— OrlenLietuva (@orlenlietuva) 14 августа 2018 г.
Бартушка назвал этот день историческим. "Сегодня мы начинаем восстановление (рельсовых путей — ред.) и переворачиваем новую страницу. Это день партнерства, когда мы вместе закладываем основы будущего", — сказал руководитель литовского железнодорожного предприятия.
Tak prezes @PKN_ORLEN Daniel Obajtek i szef Kolei Litewskich @LTGelezinkeliai Mantas Bartuska odbudowują słynne tory Możejki-Rengen. Koniec 10-letniego sporu Polski z Litwą? pic.twitter.com/CBVKyMsRrm
— JJPiszczatowska (@JJPiszcza) 14 августа 2018 г.
А Обайтек заявил, что подписанное соглашение позволит перевозить больше грузов и будет выгодным как Литве, так и Польше.
Na #Litwa również promujemy #PolskieSoki 👍 pic.twitter.com/dT4RGzTB9q
— Joanna Zakrzewska (@RzecznikORLEN) 14 августа 2018 г.
Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. Это ударило по транзитной мощи Латвии и помогло Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.
В 2011 году компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию, обвинив Lietuvos gelezinkeliai в нечестной конкуренции. В марте 2013 года ЕК начала официальное расследование, по итогам которого на литовскую компанию был наложен штраф в размере 27,87 миллиона евро, также ее обязали восстановить пути.