Прокурор: узбеки-шоферы едут в Литву в надежде, что "это Европа", а получают рабский труд

© Sputnik / Евгения НовоженинаВодитель в кабине автомобиля
Водитель в кабине автомобиля - Sputnik Латвия, 1920, 13.02.2026
Подписаться
Прокурор Вильнюсской окружной прокуратуры Эдита Игнатавичюте рассказала: литовские логистические компании рассматривают мигрантов-водителей как приложение к автомобилю, и те, кто едут в страну за лучшей жизнью, сталкиваются с эксплуатацией
РИГА, 13 фев — Sputnik. За последние годы ситуация, по сути, не изменилась. "Мы сталкиваемся с системной эксплуатацией", — подчеркнула Игнатавичюте.
По ее словам, сейчас на стадии досудебных расследований фигурируют более шести логистических компаний, действующих в Литве, – и это только в ее ведомстве.
"Могу сказать, что, по моей оценке, в Литве мы сталкиваемся с системной эксплуатацией в логистическом секторе. Есть показатели, позволяющие видеть, что большинство компаний в нашей стране работают по схожим моделям. Речь идет не об отдельных предприятиях — вероятно, системные нарушения имеются у значительной части логистических компаний. Очень вероятно, что обоснованные юридические претензии могли бы возникнуть к большинству из них", — заявила Игнатавичюте.
Она отметила, что мигранты из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана приезжают в Литву, рассчитывая, что "это Европа", что там понятные правила и институты работают лучше, но "в нашей реальности человек попадает в систему, которая его просто перемалывает".
Профессию дальнобойщика осваивали не только мальчики, но и девочки - Sputnik Латвия, 1920, 09.07.2020
Евродепутаты проголосовали за дискриминацию балтийских дальнобойщиков
"На мой взгляд, реальность за кулисами нашего бизнеса крайне неблагополучна. И речь идет не только о грубых нарушениях прав человека, но и о тотальном так называемом бумажном бардаке. Государственным учреждениям годами декларируются данные, не имеющие ничего общего с действительностью.
Если посмотреть на общие тенденции, иностранный водитель в литовской бизнес-структуре тоже оказывается никем. Он — номер в табеле. Он — человек второго сорта, не имеющий никаких прав: "Радуйся, что мы тебя приняли, а мы еще подумаем, сколько тебе дать работы и сколько за нее заплатить", — сказала она.
Прокурор добавила: в комиссии по трудовым спорам или суде чаще верят работодателям, а не мигрантам.
"Работодатель, обладающий финансовым преимуществом, поддержкой юристов и всем административным аппаратом, считается более надежным, чем человек, не имеющий дохода и просто пришедший защищать свои права.
Нередко принимается решение, что работник не представил данные или документы, подтверждающие тот или иной факт. Но он и не распоряжается этими документами — они находятся у работодателя, который их сотруднику, разумеется, не предоставляет. Бывают даже случаи, когда необходимые документы умышленно скрываются и от правоохранительных органов", — пояснила она.
Комментируя данные о том, что в Литве за год число водителей тяжелых грузовиков и грузового транспорта выросло на 4,1 тысячи — до 91,6 тысячи, прокурор отметила: нужно обратить внимание на лоббистов отрасли.

"Они заявляют, что им не хватает рабочей силы и поэтому необходимы большие квоты. Однако я считаю, что за этим скрывается эксплуатация дешевой рабочей силы", - уверена прокурор.

Несмотря на то, что приговоров в этой области мало, прокурор считает важным говорить о проблеме.
"Могу сказать, что само начало процесса в отношении компании в определенном смысле уже является результатом. Это уже превенция. Бизнес-субъекты наблюдают друг за другом, тесно сотрудничают и конкурируют. Никто не хочет быть объектом проверки, не хочет иметь дело с правоохранительными органами, поэтому интересуются, по каким причинам расследуется деятельность аналогичного бизнеса. Именно поэтому я и стараюсь об этом говорить — чтобы они знали: их схемы, действовавшие годами, разрушаются", — заявила Игнатавичюте.
Лента новостей
0