Абрама: попасть в Сейм - не честь, профессиональные аргументы там не всегда работают

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns / Saeimas 15.marta sēdeДепутат Сейма Латвии Скайдрите Абрама
Депутат Сейма Латвии Скайдрите Абрама - Sputnik Латвия, 1920, 04.02.2026
Подписаться
Экс-глава Совета по конкуренции, депутат Скайдрите Абрама, покинувшая фракцию "Прогрессивных", делится размышлениями о том, как работает парламент и почему уровень экспертизы там низкий
РИГА, 4 фев — Sputnik. Скайдрите Абрама, депутат Сейма, не принадлежащая ни к одной фракции, до выборов в 15-й Сейм не планирует присоединяться к другой политической силе. Она покинула "Прогрессивных" прошлым летом, потому что в работе правительства, как она объяснила, пришлось пойти на слишком много компромиссов. Последней каплей стала перезагрузка правительства, или замена отдельных министров, которая, по ее мнению, была фикцией.
Абрама признала, что долгое время вообще не хотела идти в политику, потому что, будучи главой Совета по конкуренции, при посещении заседаний комиссий Сейма ей стало ясно, сколько недопонимания существует и что в парламенте есть "другие, значимые интересы". Однако "Прогрессивные" ей казались "идеальной партией: молодые, энергичные, честные, известные революционеры, стремящиеся улучшить ситуацию с правами человека и сократить неравенство".
Тем не менее она разочарована политикой. "Это мои личные качества — я работала в профессиональной команде [в Совете по конкуренции], где мы сохраняли нейтралитет по отношению к любому политическому давлению и стремлениям. Но теперь, попав в коалицию, стало видно, что существует старший брат, а я вдруг оказалась в компании младшего брата, у которого спина еще не такая крепкая.
Председатель латвийского Совета по конкуренции Скайдрите Абрама и заместитель директора Комиссии по регулированию общественных услуг Андрейс Домбровскис - Sputnik Латвия, 1920, 29.01.2020
Депутат: Абрама помогала распускать Рижскую думу, а теперь хочет на выборы
А потом еще и политические соображения – мы должны тут продержаться, будут муниципальные выборы, смиримся, согласимся с одним решением, потом – с другим. Я поняла, что для меня этих компромиссов было слишком много, потому что я привыкла нести ответственность за свои решения", – пояснила Абрама.
В Сейме, по ее словам, "начал действовать принцип хора – стать как хорист, нажимать на кнопки, если говоришь, что не можешь нажимать, то хотя бы воздержись".
"Или, если я высказываю критическое мнение или не согласна с предложением коалиции, бедному [лидеру парламентской фракции "Прогрессивных"] Андрису Шуваеву звонят и спрашивают, знает ли Абрама вообще, где она, что она в коалиции. Я не могла долго так продолжать", – признала депутат.
Последней каплей, побудившей покинуть "Прогрессивных", стало объявление премьер-министра о перезапуске правительства, который, по словам депутата, был фикцией. Однако она стала говорить об этом после муниципальных выборов, чтобы не "разрушить шансы "Прогрессивных" на победу".
"Было слишком много компромиссов. Это была фикция – 4х4, начнется новая, прекрасная жизнь… Компромисс был в ситуации, когда не было решений ни с Rail Baltica, ни с airBaltic, ни, как теперь выясняется, с региональными автобусными перевозчиками. Что ж, "Прогрессивные" не должны продолжать занимать эту должность министра, чтобы спокойно и мирно сидеть до выборов. Это вопрос ответственности премьер-министра и министра финансов – им следует вмешаться", – считает Абрама.
Но в правительстве не было поддержки для завершения проектов. "Была нерешительность, проблемы откладывались на потом — для меня это было абсолютно неприемлемо, невыносимо", — сказала Абрама.
"Я пришла в политику на волне популизма — если я приму это (что после перезапуска начнется новая, прекрасная жизнь), то я верю, что это сработает. Но я в это не верила, и выяснилось, что это так (...), потому что мы все больше отстаем от планов (по проекту Rail Baltica), нет денег, министр сообщения не может повлиять на этот процесс. Это работа правительства", — подчеркнула политик.
Во время перезапуска правительства Абрама упоминалась как кандидат на пост министра сообщения, но она понимала, что ничего не добьется. "Одно дело работать в профессиональной среде с нормальными аргументами, и совсем другое — работать в политической среде, где профессиональные аргументы не всегда имеют значение. Я поняла, что денег на Rail Baltica нет, с airBaltic неопределенность, — сказала Абрама. — Нужен очень сильный министр, а также деньги. Кто решает вопрос с деньгами? Министр финансов и премьер-министр".
Абрама разделяет идеи режиссера Алвиса Херманиса об изменении избирательной системы: возможно, следует ввести смешанную систему, и некоторые депутаты должны быть независимыми профессионалами, которые "могли бы противостоять принципу нажимания кнопок", который, по ее мнению, имеет место в данный момент.

"По Сейму я вижу, что попасть туда — это не честь. Возможно, если ты приходишь с чистого листа, то это огромное достижение. Но когда ты попал в Сейм из другой среды и видишь, как быстро пролетают четыре года, начинается огромный популизм, и больше нет никакой реальной политической ответственности… В целом результат сложный, происходит разрозненная работа", — объяснила Абрама.

По ее словам, конкуренция за место в Сейме низкая: "Попасть в Сейм гораздо проще, чем попасть в госуправление или Совет по конкуренции в качестве эксперта или юриста — там проверка гораздо сложнее, и нужно показать гораздо больше, что ты что-то знаешь и умеешь делать".
Лента новостей
0