https://lv.sputniknews.ru/20251210/pomogut-li-ssylki-na-sovet-evropy-otstoyat-pravo-pedagoga-govorit-s-uchenikom-po-russki-31724423.html
Помогут ли ссылки на Совет Европы отстоять право педагога говорить с учеником по-русски?
Помогут ли ссылки на Совет Европы отстоять право педагога говорить с учеником по-русски?
Sputnik Латвия
Общение с учеником происходит не только в стенах школы, но законопроект лишает педагога возможности говорить по-русски и вне классных занятий 10.12.2025, Sputnik Латвия
2025-12-10T22:00+0200
2025-12-10T22:00+0200
2025-12-10T22:00+0200
новости латвии
игорь пименов
русский язык
образование
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e9/0b/0b/31476861_0:27:3072:1755_1920x0_80_0_0_16a01d691d5268b52a47784bbff7c751.jpg
РИГА, 10 дек — Sputnik. Глава Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР) Игорь Пименов сообщил, что направил письмо в комиссию Сейма по образованию, культуре и науке с требованием в третьем чтении поправок к закону об образовании исключить одобренную во втором чтении поправку об использовании госязыка в общении учителя с учениками. Поправка, внесенная к 51-й статье "Общие обязанности педагога", вменяет педагогу как общую профессиональную и педагогическую обязанность "при исполнении должностных обязанностей (...) в общении с учащимися пользоваться государственным языком". Понятно, что цель этой поправки – исключить любое использование русского языка в школе. Из этой нормы следует, что, переступив порог школы, в общении с учеником при любых обстоятельствах, педагог обязан говорить с ним только на латышском языке. Таким образом исключается возможность пояснения трудного для понимания учебного материала не только во время урока, но и на индивидуальном занятии. Общение с учеником происходит не только в стенах школы, и последовательное применение оспариваемой нормы, каким оно только и может быть, еще больше закрывает учителя для ученика, поясняет Пименов. Обосновывая свое требование в письме в комиссию, Пименов сослался на принятую весной этого года Комитетом министров Совета Европы резолюцию о выполнении Латвией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Включенная в резолюцию 5-я рекомендация незамедлительного действия (Recommendation for immediate action) гласит: "Оценить влияние решения о переходе к полному образованию на латышском языке на доступ детей национальных меньшинств к качественному образованию. Особое внимание следует уделить влиянию этих мер на результаты детского образования, особенно на уровне дошкольной и основной школы, а также на детей с особыми потребностями в образовании". "Обратил внимание также на то, что эта рекомендация уже принята за основу раздела "Переход к обучению на государственном языке для внедрении единого образования" в докладе латвийского кабинета министров Сейму о языковой политике, и Сейм одобрил доклад. Поправка в законе об образовании ему противоречит, поскольку качественному образованию препятствует", – написал Пименов в соцсетях.
https://lv.sputniknews.ru/20251114/uchitelyam-v-shkole-zapretyat-govorit-s-russkimi-detmi-na-ikh-rodnom-yazyke-31503392.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e9/0b/0b/31476861_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_b05557e9267e5ee9b34625a456e7518e.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, игорь пименов, русский язык, образование
новости латвии, игорь пименов, русский язык, образование
Помогут ли ссылки на Совет Европы отстоять право педагога говорить с учеником по-русски?
Общение с учеником происходит не только в стенах школы, но законопроект лишает педагога возможности говорить по-русски и вне классных занятий
РИГА, 10 дек — Sputnik. Глава Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР) Игорь Пименов сообщил, что направил письмо в комиссию Сейма по образованию, культуре и науке с требованием в третьем чтении поправок к закону об образовании исключить одобренную во втором чтении поправку об использовании госязыка в общении учителя с учениками.
Поправка, внесенная к 51-й статье "Общие обязанности педагога", вменяет педагогу как общую профессиональную и педагогическую обязанность "при исполнении должностных обязанностей (...) в общении с учащимися пользоваться государственным языком". Понятно, что цель этой поправки – исключить любое использование русского языка в школе.
Из этой нормы следует, что, переступив порог школы, в общении с учеником при любых обстоятельствах, педагог обязан говорить с ним только на латышском языке. Таким образом исключается возможность пояснения трудного для понимания учебного материала не только во время урока, но и на индивидуальном занятии. Общение с учеником происходит не только в стенах школы, и последовательное применение оспариваемой нормы, каким оно только и может быть, еще больше закрывает учителя для ученика, поясняет Пименов.
Обосновывая свое требование в письме в комиссию, Пименов сослался на принятую весной этого года Комитетом министров Совета Европы резолюцию о выполнении Латвией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Включенная в резолюцию 5-я рекомендация незамедлительного действия (Recommendation for immediate action) гласит: "Оценить влияние решения о переходе к полному образованию на латышском языке на доступ детей национальных меньшинств к качественному образованию. Особое внимание следует уделить влиянию этих мер на результаты детского образования, особенно на уровне дошкольной и основной школы, а также на детей с особыми потребностями в образовании".
"Обратил внимание также на то, что эта рекомендация уже принята за основу раздела "Переход к обучению на государственном языке для внедрении единого образования" в докладе латвийского кабинета министров Сейму о языковой политике, и Сейм одобрил доклад. Поправка в законе об образовании ему противоречит, поскольку качественному образованию препятствует", – написал Пименов в соцсетях.