Херманис покаялся за постановки русской классики

© Sputnik / СелимхановРисунок "Федор Достоевский"
Рисунок Федор Достоевский - Sputnik Латвия, 1920, 24.06.2025
Подписаться
Латвийский режиссер Алвис Херманис всю жизнь занимался постановкой произведений русских авторов, особенно за рубежом, и теперь раскаивается
РИГА, 24 июн — Sputnik. Гость театрального фестиваля в Торуне латвийский театральный режиссер Алвис Херманис уже объявил имена главных виновников российско-украинского конфликта: Достоевский, Пушкин, Чайковский и Чехов, пишет польское издание Do Rzeczy. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
"Продвижение русской культуры русскими, особенно в контексте войны, никогда не бывает невинным", — гневно вещает латвийский режиссер в онлайн-беседе, провокационно озаглавленной "Мышкин — это не реинкарнация Иисуса, это русский фашист".
"Одной из моих основных задач было донести до зрителей, что творчество Достоевского является источником русского национализма", — объясняет лейтмотив своего спектакля "Идиот" Алвис Херманис.
Герой его спектакля, князь Мышкин, является воплощенным на сцене подтверждением вышеуказанного тезиса. В спектакле князь предстает перед зрителем гопником в спортивном костюме, на полуобнаженном теле которого красуются наколки с "религиозными мотивами". По словам Херманиса, он хотел добиться, чтобы Мышкин был похож не столько на Достоевского или Распутина, сколько на российского философа Александра Дугина.
Приняв в качестве аксиомы духовное родство Достоевского, Распутина, Дугина и Путина, в их ряды несложно добавить и другие фигуры.
Первым вслед за этой четверкой в список фашистов отправляется Чайковский. Да, его музыка "гениальна", но что с того? Тем она и опасна, особенно "когда ее призывают на службу националистической идеологии". Такой невинный на первый взгляд вид искусства, как русский балет девятнадцатого века, был безжалостно разоблачен латвийским режиссером.
"Русские артисты балета в те времена были настолько чудовищно бедны и бесправны, что сегодня их вполне можно было бы назвать рабами. Они подвергались крайне изнурительной муштре, заключающейся в принуждении к выполнению садистских — в буквальном смысле слова — экзерсисов, что само по себе является своего рода эстетическим фашизмом", — заявил Херманис.
Новогоднее оформление ГУМа в Москве - Sputnik Латвия, 1920, 23.12.2024
Литовцы еще долго не увидят "Щелкунчика"
Впрочем, критикуя русскую культуру, Херманис нашел время и для самокритики.
"Сегодня я крайне разочарован, поскольку, как мне кажется, я, всю свою жизнь занимаясь постановкой произведений русских авторов, особенно за рубежом, поступал глупо. Конечно, их тексты прекрасны и хорошо написаны, но ведь тот же Пушкин, как мы видим при ближайшем рассмотрении его творчества, написал несколько стихотворений, в которых выражается его пренебрежительное отношение к Польше", — признал он.
В рецензии на показанный на Торуньском фестивале спектакль "Идиот", которая была опубликована на страницах издания Rzeczpospolitа, с той же дилеммой пришлось столкнуться театральному критику Яцеку Чещляку. На Пушкина он, правда, не замахивается, но зато Достоевскому достается по первое число.
"Да, Федор Достоевский был великим писателем, но он нас уже не восхищает. (…) Почему и с каких пор? Как минимум с момента нападения России на Украину — именно с тех пор мы его бойкотируем, хотя и раньше в хоре восхищения текстами этого русского писателя звучали отрезвляющие голоса о фанатичной приверженности православию, русскому шовинизму и презрению к католицизму, Западу и всему, что с ним связано".
Не говоря уже о стилистике такого рода рассуждений, упрекать Достоевского, православного верующего, в "фанатичной приверженности православию" вряд ли уместно. Экуменическая доктрина конфессионального релятивизма, широко распространенная сегодня среди либеральных католиков, увы, была неизвестна в Европе девятнадцатого века. С тем же успехом верующим католикам и протестантам тогда можно вменить в вину "фанатичной приверженности" своей религии.
Мемориальная доска Ф.М. Достоевскому в Вильнюсе - Sputnik Латвия, 1920, 07.03.2025
В Литве хотят снести памятную доску Достоевскому
Высказывания Достоевского о других народах, включая поляков, были, несомненно, обидными. В XIX веке, однако, в очень похожей стилистике высказывались и другие писатели, не имеющие с русским империализмом ничего общего.
То, что о мятежных индусах писали Чарльз Диккенс и Редьярд Киплинг, конечно, не делает им чести. Добродушный Уолт Уитмен писал с явной неприязнью о мексиканцах, а уж шутки Марка Твена о "черных" следовало бы — если применять к ним нормы современной политкорректности — рассматривать как проявление шовинизма и расизма, требующие вмешательства как минимум цензуры.
Писателям девятнадцатого века не ведомо было современное понятие "язык ненависти", поэтому на тему различных недостатков других наций они зачастую высказывались грубо и огульно. Шарль Бодлер, например, называл бельгийцев не иначе как "нация безмозглых мещан", но поклонники поэзии все-таки нашли в себе силы простить это выдающемуся французскому поэту.
Федор Достоевский подобного снисхождения у рецензента Rzeczpospolitа не заслужил.
Лента новостей
0