https://lv.sputniknews.ru/20250606/magaziny-ne-znayut-chto-takoe-samaya-nizkaya-tsena-memorandum-raskryl-rynochnuyu-realnost-30435102.html
Магазины не знают, что такое "самая низкая цена": меморандум раскрыл рыночную реальность
Магазины не знают, что такое "самая низкая цена": меморандум раскрыл рыночную реальность
Sputnik Латвия
Подписанный в конце мая меморандум о снижении цен на продукты питания следует приветствовать, но у него имеются существенные недостатки, считает Раймондс... 06.06.2025, Sputnik Латвия
2025-06-06T12:40+0300
2025-06-06T12:40+0300
2025-06-06T12:51+0300
новости экономики латвии
продукты питания
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/0a/04/18672319_0:0:1955:1100_1920x0_80_0_0_4be86ba37368f898cf72e50c42452814.jpg
РИГА, 6 июн — Sputnik. Основная цель меморандума — обеспечить жителям более низкие цены на определенные группы продуктов питания и одновременно повысить доступность местных продуктов на полках магазинов. Эта инициатива вызвала широкие дискуссии как среди политиков, так и среди представителей отрасли, в ходе которой выявилось несколько практических проблем в ее реализации. Подписание меморандума – это символический шаг к более доступным продуктам питания, но следует отметить, что многие из заложенных в нем принципов реализуются ретейлерами уже много лет. Например, магазины регулярно проводят акции, но до сих пор среди ретейлеров нет единого понимания того, что именно является "самой низкой ценой", упоминающейся в меморандуме. Документ предусматривает создание корзины продуктов с низкими ценами, что означает, что в конкретной торговой сети будет представлен как минимум один продукт с самой низкой ценой в данной категории. Продукты с самой низкой ценой будут с определенной частотой заменяться другими продуктами из той же категории. Окманис указывает: закупочные цены в каждой торговой сети свои, и они же определяют возможности применения скидок. То, что считается низкой ценой в одном магазине, может быть труднодостижимым в другом. По сути, это означает, что потери должны компенсироваться более высокими ценами на другие продукты. Кроме того, и у производителей, и у магазинов есть свои основные статьи расходов — от электроэнергии и зарплат сотрудников до налогов и расходов на обслуживание оборудования. В результате снижение цен в одном сегменте неизбежно компенсировалось бы за счет других групп продуктов. Кроме того, следует помнить, что в формировании цен на продукты питания значительную роль играют оптовики – посредники, поставляющие товары в магазины. Их возможности по снижению цен ограничены, поэтому, если мы действительно хотим добиться желаемого результата, должны сотрудничать все компании, участвующие в цепочке поставок, указывает Окманис. Местные остаются в тени В Латвии доминируют три крупнейших игрока — Rimi, Maxima и Lidl, которые часто формируют мнение потребителей. При этом в Латвии действует ряд региональных и местных розничных торговцев, которые также предлагают доступные продукты питания. Но не учитывается то, что логистика у небольших и средних сетевых магазинов отличается, централизованных складов часто нет. Это означает, что их возможности конкурировать за самые низкие цены ограничены. При этом многие небольшие и региональные магазины не были вовлечены в обсуждения меморандума. В результате некоторые пункты документа не соответствуют ежедневным возможностям и логистической модели этих торговцев. Если публичные обсуждения основаны только на крупных игроках, создается ложное впечатление о единой рыночной ситуации, говорит Окманис. Меморандум не является юридически обязывающим документом, но он создает определенное давление на торговцев и производителей. Это соглашение доброй воли, но при этом от торговцев ожидают действий, которые могут напрямую повлиять на их прибыль и расходы. С одной стороны, магазинам говорят — продавайте дешевле, но с другой стороны, налагаются различные обязательства в рамках нормативных актов. Например, издержки существенно возрастают при выполнении требования государства указывать страну происхождения продукции на ценниках. "На мой взгляд, ситуация противоречива. Инициативу следует поддержать, и она направлена на защиту интересов потребителей, но ее практическая реализация требует осторожного, основанного на фактах подхода. Для достижения сбалансированного решения необходимо тесное сотрудничество всех участников рынка — производителей, торговцев, оптовиков и политиков. В противном случае существует риск, что меморандум доброй воли может стать обузой, а не эффективным инструментом снижения цен", — заключил Окманис.
https://lv.sputniknews.ru/20250527/memorandum-podpisali-tseny-na-produkty-snizyatsya-za-dve-nedeli-latviytsy-zhdut-30379279.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/0a/04/18672319_0:0:1763:1322_1920x0_80_0_0_db4e7a55e5a8c279432f7bb6eb07fe93.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, продукты питания
новости экономики латвии, продукты питания
Магазины не знают, что такое "самая низкая цена": меморандум раскрыл рыночную реальность
12:40 06.06.2025 (обновлено: 12:51 06.06.2025) Подписанный в конце мая меморандум о снижении цен на продукты питания следует приветствовать, но у него имеются существенные недостатки, считает Раймондс Окманис, председатель правления Латвийского союза торговцев
РИГА, 6 июн — Sputnik. Основная цель меморандума — обеспечить жителям более низкие цены на определенные группы продуктов питания и одновременно повысить доступность местных продуктов на полках магазинов. Эта инициатива вызвала широкие дискуссии как среди политиков, так и среди представителей отрасли, в ходе которой выявилось несколько практических проблем в ее реализации.
Подписание меморандума – это символический шаг к более доступным продуктам питания, но следует отметить, что многие из заложенных в нем принципов реализуются ретейлерами уже много лет. Например, магазины регулярно проводят акции, но до сих пор среди ретейлеров нет единого понимания того, что именно является "самой низкой ценой", упоминающейся в меморандуме. Документ предусматривает создание корзины продуктов с низкими ценами, что означает, что в конкретной торговой сети будет представлен как минимум один продукт с самой низкой ценой в данной категории. Продукты с самой низкой ценой будут с определенной частотой заменяться другими продуктами из той же категории.
Окманис указывает: закупочные цены в каждой торговой сети свои, и они же определяют возможности применения скидок. То, что считается низкой ценой в одном магазине, может быть труднодостижимым в другом.
По сути, это означает, что потери должны компенсироваться более высокими ценами на другие продукты.
Кроме того, и у производителей, и у магазинов есть свои основные статьи расходов — от электроэнергии и зарплат сотрудников до налогов и расходов на обслуживание оборудования. В результате снижение цен в одном сегменте неизбежно компенсировалось бы за счет других групп продуктов.
Кроме того, следует помнить, что в формировании цен на продукты питания значительную роль играют оптовики – посредники, поставляющие товары в магазины. Их возможности по снижению цен ограничены, поэтому, если мы действительно хотим добиться желаемого результата, должны сотрудничать все компании, участвующие в цепочке поставок, указывает Окманис.
В Латвии доминируют три крупнейших игрока — Rimi, Maxima и Lidl, которые часто формируют мнение потребителей. При этом в Латвии действует ряд региональных и местных розничных торговцев, которые также предлагают доступные продукты питания. Но не учитывается то, что логистика у небольших и средних сетевых магазинов отличается, централизованных складов часто нет. Это означает, что их возможности конкурировать за самые низкие цены ограничены. При этом многие небольшие и региональные магазины не были вовлечены в обсуждения меморандума. В результате некоторые пункты документа не соответствуют ежедневным возможностям и логистической модели этих торговцев. Если публичные обсуждения основаны только на крупных игроках, создается ложное впечатление о единой рыночной ситуации, говорит Окманис.
Меморандум не является юридически обязывающим документом, но он создает определенное давление на торговцев и производителей. Это соглашение доброй воли, но при этом от торговцев ожидают действий, которые могут напрямую повлиять на их прибыль и расходы. С одной стороны, магазинам говорят — продавайте дешевле, но с другой стороны, налагаются различные обязательства в рамках нормативных актов. Например, издержки существенно возрастают при выполнении требования государства указывать страну происхождения продукции на ценниках.
"На мой взгляд, ситуация противоречива. Инициативу следует поддержать, и она направлена на защиту интересов потребителей, но ее практическая реализация требует осторожного, основанного на фактах подхода. Для достижения сбалансированного решения необходимо тесное сотрудничество всех участников рынка — производителей, торговцев, оптовиков и политиков. В противном случае существует риск, что меморандум доброй воли может стать обузой, а не эффективным инструментом снижения цен", — заключил Окманис.