Стрельба и ориентирование вместо культуры: внедрение уроков гособороны идет тяжело

© Public domain / Liepāja fotogrāfijās / Atklāj NATO standartiem atbilstošu jaunsargu šķēršļu trasiЧлены молодежной организации Яунсардзе, созданной при латвийском ополчении Земессардзе
Члены молодежной организации Яунсардзе, созданной при латвийском ополчении Земессардзе - Sputnik Латвия, 1920, 25.04.2025
Подписаться
Латвия — первая и единственная в Европе страна, которая ввела предмет гособороны как обязательный в средних школах
РИГА, 25 апр — Sputnik. Стрельба, ориентирование и оказание первой помощи — с нынешнего учебного года все это стало частью обязательной школьной программы для старшеклассников по всей Латвии. Но внедрение нового предмета идет не так просто.
Школам приходится пересматривать учебные планы, а у родителей появляются сомнения: действительно ли такая программа необходима? Иногда как раз родители создают проблемы своим отношением, рассказал глава методического центра Вентспилсского техникума Альберт Козловс.
Предмет государственная оборона стал обязательным с этого учебного года во всех средних школах и техникумах Латвии. Примерно 25 тысяч учеников осваивают ориентирование на местности, обращение с оружием, стрельбу и оказание первой помощи. Кроме практических занятий, старшеклассники изучают основы гражданской активности и систему государственной обороны. Уроки проходят раз в месяц по 8 часов (как правило, за счет других предметов) — и это одна из главных трудностей.
"Для пропущенных занятий приходится искать другой день, что опять же создает нагрузку. А перенести пропущенные занятия на другой месяц, неделю или время довольно сложно", — рассказал президент Ассоциации руководителей образования, директор Сигулдской гимназии Рудольф Калванс.
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний в одной из рижских школ, 1 сентября 2022 года  - Sputnik Латвия, 1920, 22.08.2024
Новая система оценок, уроки обороны и оптимизация школ: к чему готовиться ученикам
Другим вариантом внедрения уроков гособороны в учебный процесс было просто добавление этого предмета к тем, которые уже преподавали в школах.
"Выбор делают директора школ. Где-то сокращали уроки спорта, где-то, возможно, основы культуры или другие предметы. Но единого подхода не существует. Это вопрос школьной автономии. Такой статистики никто не вел, есть лишь отдельные примеры", — сообщил Калванс.
Многие школы отнеслись к новому предмету с пониманием, но были и те, кто неохотно принимает новые правила. Та же ситуация и с учениками и их родителями. Иногда проблема заключается именно в родителях, говорит руководитель методического центра Вентспилсского техникума Альберт Козловс.
"Стереотипы о том, что такое гособорона и почему ее внедряют в систему образования в целом — это самые большие проблемы. Но, как сказал сегодня директор Центра Яунсардзе, мы в одной лодке и должны работать вместе, и чтобы решить эти проблемы и стереотипы о том, будто это нечто ужасное", — сказал Козловс.
Новый директор Центра Яунсардзе Валтс Аболиньш вступил в должность месяц назад и пока изменений в программе не планирует: "Я бы не хотел торопиться или что-то менять. На данный момент я не вижу таких препятствий, которые могли бы остановить изучение гособороны. Их просто нет. Есть вызовы, и именно поэтому мы здесь — чтобы справляться с этими вызовами. Но я бы не хотел торопиться или что-то менять. Необходимо провести анализ. Мы, конечно, доработаем программу, но это будет основано на выводах".
Лента новостей
0