https://lv.sputniknews.ru/20250416/iz-zony-komforta-vyydut-vse-latvii-pridetsya-sokratit-chinovnikov-i-podnyat-nalogi-30100189.html
Из зоны комфорта выйдут все: Латвии придется сократить чиновников и поднять налоги
Из зоны комфорта выйдут все: Латвии придется сократить чиновников и поднять налоги
Sputnik Латвия
Быстрый рост государственных расходов, наблюдаемый в последние годы, в сочетании со стагнацией экономического роста требует решения 16.04.2025, Sputnik Латвия
2025-04-16T14:01+0300
2025-04-16T14:01+0300
2025-04-16T14:01+0300
новости экономики латвии
бюрократия
расходы
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/0c/0f/23627329_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_db34241708db218be713c7274a02f3c4.jpg
РИГА, 16 апр — Sputnik. Продолжающийся быстрый рост госрасходов означает, что необходимо подумать о проведении аудита эффективности и институционального аудита. Альтернатива – повышение налогов, снижение бюрократических требований и отказ от предоставления некоторых необходимых обществу услуг или снижение их качества и доступности. Палка о двух концах! К сожалению, все вышеперечисленное, скорее всего, станет комплексным решением, пишет журналист Марис Кирсонс. Возможно, в мире началась самая масштабная перестройка после распада СССР. Она будет основана на импортных пошлинах, введенных США, на которые Китай уже отреагировал, да и ЕС не останется в долгу. До сих пор о тарифных торговых войнах говорили как об историческом пережитке, но все новое — это хорошо забытое старое. Нравится это или нет, тарифная война имеет как прямые последствия для экономики стран ЕС, включая Латвию, так и косвенные.Насколько велико будет влияние? Пока это похоже на уравнение с несколькими неизвестными, поэтому наивно будет надеяться на значительный экономический рост. Повезет, если будет хотя бы небольшой рост. Кроме того, 3%-ный дефицит бюджета в любом случае будет "нарушен". Худший сценарий — рецессия. В этих условиях можно забыть о значительном росте госрасходов без какого-либо внешнего стимулирования. Расходы растут быстрее инфляции Данные Латвийской конфедерации работодателей (ЛКРД) показывают, что в период с 2019 по 2023 год наблюдался быстрый рост расходов на госуправление. В абсолютном выражении: с 11,73 млрд евро в 2019 году до 17,19 млрд евро в 2023 году. То есть госрасходы за это время выросли на 5,46 млрд евро, или на 46%. Инфляция товаров и услуг за этот период, по данным Центрального статистического управления, составляет 34%. Получается, что бюджетные расходы растут на 12 п.п. быстрее инфляции. В то же время, по данным Lursoft IT, сумма налогов, уплаченных предприятиями в госбюджет в 2023 году, составила 10,6 млрд евро. Вклад торговцев – менее 62% Доля налогов, уплачиваемых предприятиями, в расходах госбюджета составила всего 61,7%. Много или мало? Хороший вопрос, но, по сути, деньги в бюджет в первую очередь приносит именно коммерческий сектор. Без уплаты этих налогов невозможно наполнение госбюджета. Конечно, наряду с этим имеются и так называемые подарки, например, софинансирование из структурных фондов ЕС, а также государственные заимствования для покрытия дефицита, что отражается на размере госдолга. Никто ведь не обещал, что пожертвования ЕС в форме софинансирования сохранятся на нынешнем уровне в будущем или даже в следующем периоде планирования ЕС. Скорее всего, софинансирование ЕС сократится, значит, его сокращение придется компенсировать за счет более высоких налоговых поступлений, более высоких заимствований либо за счет сокращения расходов. Для того, чтобы частный сектор мог генерировать больше налогов, ему нужны инвестиции, конкурентоспособные товары и услуги, а также – на фоне тарифных войн – новые рынки. Всем инвесторам, как местным, так и иностранным, нужна благоприятная деловая среда. Поиск оправданий, почему что-то невозможно сделать, считается нежеланием это делать. Более того, поиски виновных в наших бедах за пределами страны начинает напоминать трагикомедию. В большинстве случаев речь идет о наших собственных неудачах и ошибках. Больше тратит все меньшее количество людей Само по себе напрашивается осознание, что государство тратит слишком много. Ведь чем меньше жителей остается в стране, тем выше издержки. В 2004 году население Латвии составляло 2,277 млн человек, а общие расходы госбюджета — 3,89 млрд евро. В 2023 году расходы госбюджета составили 17,187 млрд евро, хотя в стране проживали 1,883 млн человек. Население сократилось примерно на 20%, инфляция за этот период составила 136%, а расходы госбюджета выросли на 340%, или на 200 п.п. быстрее инфляции. Уже звучали предложения о том, что чем меньше людей проживает в стране, тем меньше должен быть сектор госуправления, включая число учреждений, администраций, агентств, управляющих и начальников. Председатель ЛКРД Андрис Бите на заседании Национального совета трехстороннего сотрудничества призвал ограничить расходы на госуправление не менее чем на 5% - более 850 млн евро, по сравнению с запланированными расходами бюджета на 2025 год. Это помогло бы выделить дополнительные средства на безопасность, реализацию системных реформ и снизить давление на дефицит бюджета. В то же время он обратил внимание на регулярные выводы Госконтроля о том, что государственные и местные бюджетные средства используются неэффективно и непрозрачно. Предприниматели призвали провести аудит госрасходов, эффективности работы, а также сократить издержки и бюрократические препоны. Предложение Бите является наиболее мягким из возможных решений, если нет политической воли повысить налоговые ставки. Как наиболее правдоподобное упоминается повышение базовой ставки НДС, раз уж на такой шаг уже пошла Эстония. Забыто лишь, что у северного соседа иной подход. На том же заседании Национального совета трехстороннего сотрудничества несколько министров заявили, что их ведомства свои расходы не могут сократить ни на цент. Вероятно, во многих сферах это суровая реальность, но так ли это везде? История может повториться Исторический опыт Латвии показывает, что в 2008 году расходы госбюджета достигли 9,39 млрд евро, однако экономический кризис заставил сократить их до 8,3 млрд евро, и того же уровня страна достигла лишь в 2015 году – спустя шесть лет. Однако предыстория кризиса 2008 года проста — в условиях быстрорастущей экономики расходы госбюджета Латвии выросли почти в 1,5 раза: с 3,89 млрд евро в 2004 году, когда Латвия стала членом ЕС, до 9,39 млрд евро в 2008-м. Будем надеяться, что лица, принимающие решения на всех уровнях, не забыли этот пугающий момент в истории Латвии, тем более что в стране произошла депопуляция в результате преодоления последствий предыдущего кризиса — многие уехали за границу в поисках работы и лучшей жизни, и большинство из них не вернулись. Эти люди работают и платят налоги — они поддерживают другую страну. Работа — это своего рода главное условие того, чтобы государство с его услугами было необходимо. Если работы нет, то через некоторое время это уже территория, освобожденная от людей, управляемая матерью-природой по ее собственным законам, и в полицейском, учителе или враче необходимости нет. Что это значит? Вероятно, выйти из своей нынешней зоны комфорта придется всем. Политики могут взглянуть на текущую ситуацию с другой точки зрения — придет следующее поколение, и они смогут принимать непопулярные решения, но доминирование краткосрочных интересов над долгосрочными национальными интересами опасно при любых обстоятельствах. По сути, сегодняшние решения повлияют на то, какой будет жизнь в Латвии через год, два, три, пять. Если единственными решениями будут простое повышение налоговых ставок, введение новых налогов или надежда на дополнительные заимствования при увеличении уровня госдолга (с мотивацией, что у Латвии он ниже, чем у других экономически развитых стран), это не выдержит никакой критики – расходы на обслуживание госдолга уже сейчас превышают объем финансирования, выделяемого любому отдельно взятому сектору. А кого это вообще волнует? А волнует это тех, кто живет и надеется остаться в Латвии!
https://lv.sputniknews.ru/20250319/bite-predlagaet-sokratit-chislo-gosupravlentsev-proportsionalno-umensheniyu-chisla-zhiteley-29947772.html
https://lv.sputniknews.ru/20250321/abu-meri-gosudarstvu-nuzhno-sokratit-raskhody-no-ne-za-schet-meditsiny-29956755.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/0c/0f/23627329_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_f30b25224a0078372bf2c58cff4f5e73.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, бюрократия, расходы
новости экономики латвии, бюрократия, расходы
РИГА, 16 апр — Sputnik. Продолжающийся быстрый рост госрасходов означает, что необходимо подумать о проведении аудита эффективности и институционального аудита. Альтернатива – повышение налогов, снижение бюрократических требований и отказ от предоставления некоторых необходимых обществу услуг или снижение их качества и доступности. Палка о двух концах! К сожалению, все вышеперечисленное, скорее всего, станет комплексным решением, пишет журналист Марис Кирсонс.
Возможно, в мире началась самая масштабная перестройка после распада СССР. Она будет основана на импортных пошлинах, введенных США, на которые Китай уже отреагировал, да и ЕС не останется в долгу. До сих пор о тарифных торговых войнах говорили как об историческом пережитке, но все новое — это хорошо забытое старое. Нравится это или нет, тарифная война имеет как прямые последствия для экономики стран ЕС, включая Латвию, так и косвенные.
Насколько велико будет влияние? Пока это похоже на уравнение с несколькими неизвестными, поэтому наивно будет надеяться на значительный экономический рост. Повезет, если будет хотя бы небольшой рост. Кроме того, 3%-ный дефицит бюджета в любом случае будет "нарушен". Худший сценарий — рецессия. В этих условиях можно забыть о значительном росте госрасходов без какого-либо внешнего стимулирования.
Расходы растут быстрее инфляции
Данные Латвийской конфедерации работодателей (ЛКРД) показывают, что в период с 2019 по 2023 год наблюдался быстрый рост расходов на госуправление. В абсолютном выражении: с 11,73 млрд евро в 2019 году до 17,19 млрд евро в 2023 году. То есть госрасходы за это время выросли на 5,46 млрд евро, или на 46%. Инфляция товаров и услуг за этот период, по данным Центрального статистического управления, составляет 34%. Получается, что бюджетные расходы растут на 12 п.п. быстрее инфляции. В то же время, по данным Lursoft IT, сумма налогов, уплаченных предприятиями в госбюджет в 2023 году, составила 10,6 млрд евро.
Вклад торговцев – менее 62%
Доля налогов, уплачиваемых предприятиями, в расходах госбюджета составила всего 61,7%. Много или мало? Хороший вопрос, но, по сути, деньги в бюджет в первую очередь приносит именно коммерческий сектор. Без уплаты этих налогов невозможно наполнение госбюджета. Конечно, наряду с этим имеются и так называемые подарки, например, софинансирование из структурных фондов ЕС, а также государственные заимствования для покрытия дефицита, что отражается на размере госдолга. Никто ведь не обещал, что пожертвования ЕС в форме софинансирования сохранятся на нынешнем уровне в будущем или даже в следующем периоде планирования ЕС. Скорее всего, софинансирование ЕС сократится, значит, его сокращение придется компенсировать за счет более высоких налоговых поступлений, более высоких заимствований либо за счет сокращения расходов.
Для того, чтобы частный сектор мог генерировать больше налогов, ему нужны инвестиции, конкурентоспособные товары и услуги, а также – на фоне тарифных войн – новые рынки. Всем инвесторам, как местным, так и иностранным, нужна благоприятная деловая среда. Поиск оправданий, почему что-то невозможно сделать, считается нежеланием это делать. Более того, поиски виновных в наших бедах за пределами страны начинает напоминать трагикомедию. В большинстве случаев речь идет о наших собственных неудачах и ошибках.
Больше тратит все меньшее количество людей
Само по себе напрашивается осознание, что государство тратит слишком много. Ведь чем меньше жителей остается в стране, тем выше издержки. В 2004 году население Латвии составляло 2,277 млн человек, а общие расходы госбюджета — 3,89 млрд евро. В 2023 году расходы госбюджета составили 17,187 млрд евро, хотя в стране проживали 1,883 млн человек. Население сократилось примерно на 20%, инфляция за этот период составила 136%, а расходы госбюджета выросли на 340%, или на 200 п.п. быстрее инфляции. Уже звучали предложения о том, что чем меньше людей проживает в стране, тем меньше должен быть сектор госуправления, включая число учреждений, администраций, агентств, управляющих и начальников.
Председатель ЛКРД Андрис Бите на заседании Национального совета трехстороннего сотрудничества призвал ограничить расходы на госуправление не менее чем на 5% - более 850 млн евро, по сравнению с запланированными расходами бюджета на 2025 год. Это помогло бы выделить дополнительные средства на безопасность, реализацию системных реформ и снизить давление на дефицит бюджета. В то же время он обратил внимание на регулярные выводы Госконтроля о том, что государственные и местные бюджетные средства используются неэффективно и непрозрачно. Предприниматели призвали провести аудит госрасходов, эффективности работы, а также сократить издержки и бюрократические препоны.
Предложение Бите является наиболее мягким из возможных решений, если нет политической воли повысить налоговые ставки. Как наиболее правдоподобное упоминается повышение базовой ставки НДС, раз уж на такой шаг уже пошла Эстония. Забыто лишь, что у северного соседа иной подход. На том же заседании Национального совета трехстороннего сотрудничества несколько министров заявили, что их ведомства свои расходы не могут сократить ни на цент. Вероятно, во многих сферах это суровая реальность, но так ли это везде?
История может повториться
Исторический опыт Латвии показывает, что в 2008 году расходы госбюджета достигли 9,39 млрд евро, однако экономический кризис заставил сократить их до 8,3 млрд евро, и того же уровня страна достигла лишь в 2015 году – спустя шесть лет. Однако предыстория кризиса 2008 года проста — в условиях быстрорастущей экономики расходы госбюджета Латвии выросли почти в 1,5 раза: с 3,89 млрд евро в 2004 году, когда Латвия стала членом ЕС, до 9,39 млрд евро в 2008-м. Будем надеяться, что лица, принимающие решения на всех уровнях, не забыли этот пугающий момент в истории Латвии, тем более что в стране произошла депопуляция в результате преодоления последствий предыдущего кризиса — многие уехали за границу в поисках работы и лучшей жизни, и большинство из них не вернулись. Эти люди работают и платят налоги — они поддерживают другую страну.
Работа — это своего рода главное условие того, чтобы государство с его услугами было необходимо. Если работы нет, то через некоторое время это уже территория, освобожденная от людей, управляемая матерью-природой по ее собственным законам, и в полицейском, учителе или враче необходимости нет. Что это значит? Вероятно, выйти из своей нынешней зоны комфорта придется всем. Политики могут взглянуть на текущую ситуацию с другой точки зрения — придет следующее поколение, и они смогут принимать непопулярные решения, но доминирование краткосрочных интересов над долгосрочными национальными интересами опасно при любых обстоятельствах.
По сути, сегодняшние решения повлияют на то, какой будет жизнь в Латвии через год, два, три, пять. Если единственными решениями будут простое повышение налоговых ставок, введение новых налогов или надежда на дополнительные заимствования при увеличении уровня госдолга (с мотивацией, что у Латвии он ниже, чем у других экономически развитых стран), это не выдержит никакой критики – расходы на обслуживание госдолга уже сейчас превышают объем финансирования, выделяемого любому отдельно взятому сектору.
А кого это вообще волнует? А волнует это тех, кто живет и надеется остаться в Латвии!