https://lv.sputniknews.ru/20250321/toksichnyy-shlak-ispolzovalsya-pri-stroitelstve-na-voennoy-baze-v-latvii-29957143.html
Токсичный шлак использовался при строительстве на военной базе в Латвии
Токсичный шлак использовался при строительстве на военной базе в Латвии
Sputnik Латвия
Токсичный сталеплавильный шлак использовался при строительстве дорог на военной базе в Ceri недалеко от аэропорта в Марупе, выяснили латвийские журналисты 21.03.2025, Sputnik Латвия
2025-03-21T13:47+0200
2025-03-21T13:47+0200
2025-03-21T14:02+0200
новости латвии
оборона
строительство
токсичные вещества
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e9/03/15/29956971_0:305:3076:2035_1920x0_80_0_0_8755939fafdc58fa4c6bcb8064689b58.jpg.webp
РИГА, 21 мар — Sputnik. В ходе анализов в голландском шлаке выявлено превышение концентрации тяжелых металлов, но государство не контролирует ни их ввоз в Латвию, ни их использование. В Нидерландах журналист Тобиас ван дер Валк исследовал влияние шлака на окружающую среду и пришел к выводу, что неправильное хранение и использование ведет к плачевным последствиям. Так, в деревне, где в открытом отвале хранилось около 700 тыс. тонн шлака, люди жаловались на носовые кровотечения, астму, смерть домашних животных. Тревогу подал и государственный орган, отвечающий за качество воды, зафиксировав критический уровень pH и высокое содержание тяжелых металлов. В Прибалтику шлак продает голландская компания Tata Steel Nederland через посредников. В 2023 году экспортировала в страны Балтии около 320 000 тонн сталеплавильного шлака. Хотя в Латвии нет публичной информации о том, в каких проектах использован нидерландский шлак, СМИ выяснили, что он применялся на военной базе Ceri в Марупском крае. Эту информацию подтвердил Эдвинс Цирценис, руководитель Строительного департамента Центра военных объектов и закупок (VAMOIC). Шлак использовали вместо щебня при строительстве подъездных дорог и площадки для размещения военной техники. Оба объекта реализовала дорожно-строительная фирма Binders. Цирценис пояснил Latvijas Radio, что материал тестировался как в лаборатории Binders, так и в независимой лаборатории. Сам VAMOIC не заказывал отдельные тесты для проверки химических и физических свойств материала. Согласно документам VAMOIC, отчеты независимого тестирования представил поставщик материала – зарегистрированная в Эстонии компания Ulysses Trading, принадлежащая почетному консулу Латвии в Шри-Ланке Арнису Анчупансу. Цирценис заявил, что анализы выявили содержание хрома в 0,0027 литра на килограмм. По его словам, это означает, что материал пригоден для использования и не вреден для окружающей среды. Однако Атис Трейс, директор департамента обращения с отходами Государственной службы окружающей среды, заявил, что уровень хрома превышает предельное значение A для загрязнения грунта. Имя Анчупанса также фигурирует в списке владельцев компании NextStep Gravel, основанной в ноябре 2023 года и занимающейся продажей шлаков. Еще один ее совладелец – Юрис Фридманис – рассказал, что перед строительством в Марупе проводилось несколько тестов, включая анализ физико-технических и химических свойств материала. Единственным показателем, превысившим норму, был хром: норма – 350 мг/кг, фактическое значение – 356 мг/кг. Однако, пояснил он, правительственные нормы по содержанию металлов не распространяются на шлаки, которые имеют статус строительного материала. Шлак при строительстве кладут только в верхний слой "дорожного пирога", то есть под самый асфальт, чтобы минимизировать контакт с грунтовыми водами и вымывание тяжелых металлов. Фридманис объяснил интерес к торговле шлаками из Нидерландов тем, что Латвия готовится к реализации крупных инфраструктурных проектов: Rail Baltica, Бауcкий обход, Иецаваский обход, Рижский обход, укрепление границы и другие военные проекты, такие как полигон в Селии. Фридманис не отрицает, что уже предложил сталеплавильный шлак для проекта Rail Baltica.
https://lv.sputniknews.ru/20240521/blizhe-k-rossiyskoy-granitse-my-stroit-ne-budem-gde-nakhodyatsya-voennye-bazy-latvii-27951536.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e9/03/15/29956971_338:0:3067:2047_1920x0_80_0_0_fd9b18c8397fde7fe7c61bdf96076b67.jpg.webpSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, оборона, строительство, токсичные вещества
новости латвии, оборона, строительство, токсичные вещества
Токсичный шлак использовался при строительстве на военной базе в Латвии
13:47 21.03.2025 (обновлено: 14:02 21.03.2025) Токсичный сталеплавильный шлак использовался при строительстве дорог на военной базе в Ceri недалеко от аэропорта в Марупе, выяснили латвийские журналисты
РИГА, 21 мар — Sputnik. В ходе анализов в голландском шлаке выявлено превышение концентрации тяжелых металлов, но государство не контролирует ни их ввоз в Латвию, ни их использование.
В Нидерландах журналист Тобиас ван дер Валк исследовал влияние шлака на окружающую среду и пришел к выводу, что неправильное хранение и использование ведет к плачевным последствиям. Так, в деревне, где в открытом отвале хранилось около 700 тыс. тонн шлака, люди жаловались на носовые кровотечения, астму, смерть домашних животных. Тревогу подал и государственный орган, отвечающий за качество воды, зафиксировав критический уровень pH и высокое содержание тяжелых металлов.
В Прибалтику шлак продает голландская компания Tata Steel Nederland через посредников. В 2023 году экспортировала в страны Балтии около 320 000 тонн сталеплавильного шлака. Хотя в Латвии нет публичной информации о том, в каких проектах использован нидерландский шлак, СМИ выяснили, что он применялся на военной базе Ceri в Марупском крае. Эту информацию подтвердил Эдвинс Цирценис, руководитель Строительного департамента Центра военных объектов и закупок (VAMOIC).
Шлак использовали вместо щебня при строительстве подъездных дорог и площадки для размещения военной техники. Оба объекта реализовала дорожно-строительная фирма Binders.
Цирценис пояснил Latvijas Radio, что материал тестировался как в лаборатории Binders, так и в независимой лаборатории. Сам VAMOIC не заказывал отдельные тесты для проверки химических и физических свойств материала.
Согласно документам VAMOIC, отчеты независимого тестирования представил поставщик материала – зарегистрированная в Эстонии компания Ulysses Trading, принадлежащая почетному консулу Латвии в Шри-Ланке Арнису Анчупансу.
Цирценис заявил, что анализы выявили содержание хрома в 0,0027 литра на килограмм. По его словам, это означает, что материал пригоден для использования и не вреден для окружающей среды.
Однако Атис Трейс, директор департамента обращения с отходами Государственной службы окружающей среды, заявил, что уровень хрома превышает предельное значение A для загрязнения грунта.
Имя Анчупанса также фигурирует в списке владельцев компании NextStep Gravel, основанной в ноябре 2023 года и занимающейся продажей шлаков. Еще один ее совладелец – Юрис Фридманис – рассказал, что перед строительством в Марупе проводилось несколько тестов, включая анализ физико-технических и химических свойств материала. Единственным показателем, превысившим норму, был хром: норма – 350 мг/кг, фактическое значение – 356 мг/кг.
Однако, пояснил он, правительственные нормы по содержанию металлов не распространяются на шлаки, которые имеют статус строительного материала.
Шлак при строительстве кладут только в верхний слой "дорожного пирога", то есть под самый асфальт, чтобы минимизировать контакт с грунтовыми водами и вымывание тяжелых металлов.
Фридманис объяснил интерес к торговле шлаками из Нидерландов тем, что Латвия готовится к реализации крупных инфраструктурных проектов: Rail Baltica, Бауcкий обход, Иецаваский обход, Рижский обход, укрепление границы и другие военные проекты, такие как полигон в Селии. Фридманис не отрицает, что уже предложил сталеплавильный шлак для проекта Rail Baltica.