Токсичный шлак использовался при строительстве на военной базе в Латвии

© Sputnik / Александр Коркка / Перейти в фотобанкЧереповецкий металлургический комбинат
Череповецкий металлургический комбинат - Sputnik Латвия, 1920, 21.03.2025
Подписаться
Токсичный сталеплавильный шлак использовался при строительстве дорог на военной базе в Ceri недалеко от аэропорта в Марупе, выяснили латвийские журналисты
РИГА, 21 мар — Sputnik. В ходе анализов в голландском шлаке выявлено превышение концентрации тяжелых металлов, но государство не контролирует ни их ввоз в Латвию, ни их использование.
В Нидерландах журналист Тобиас ван дер Валк исследовал влияние шлака на окружающую среду и пришел к выводу, что неправильное хранение и использование ведет к плачевным последствиям. Так, в деревне, где в открытом отвале хранилось около 700 тыс. тонн шлака, люди жаловались на носовые кровотечения, астму, смерть домашних животных. Тревогу подал и государственный орган, отвечающий за качество воды, зафиксировав критический уровень pH и высокое содержание тяжелых металлов.
В Прибалтику шлак продает голландская компания Tata Steel Nederland через посредников. В 2023 году экспортировала в страны Балтии около 320 000 тонн сталеплавильного шлака. Хотя в Латвии нет публичной информации о том, в каких проектах использован нидерландский шлак, СМИ выяснили, что он применялся на военной базе Ceri в Марупском крае. Эту информацию подтвердил Эдвинс Цирценис, руководитель Строительного департамента Центра военных объектов и закупок (VAMOIC).
Латвийские военные показывают возможности бронетранспортера Patria 6х6 на военном полигоне в Адажи  - Sputnik Латвия, 1920, 21.05.2024
"Ближе к российской границе мы строить не будем": где находятся военные базы Латвии
Шлак использовали вместо щебня при строительстве подъездных дорог и площадки для размещения военной техники. Оба объекта реализовала дорожно-строительная фирма Binders.
Цирценис пояснил Latvijas Radio, что материал тестировался как в лаборатории Binders, так и в независимой лаборатории. Сам VAMOIC не заказывал отдельные тесты для проверки химических и физических свойств материала.
Согласно документам VAMOIC, отчеты независимого тестирования представил поставщик материала – зарегистрированная в Эстонии компания Ulysses Trading, принадлежащая почетному консулу Латвии в Шри-Ланке Арнису Анчупансу.
Цирценис заявил, что анализы выявили содержание хрома в 0,0027 литра на килограмм. По его словам, это означает, что материал пригоден для использования и не вреден для окружающей среды.
Однако Атис Трейс, директор департамента обращения с отходами Государственной службы окружающей среды, заявил, что уровень хрома превышает предельное значение A для загрязнения грунта.
Имя Анчупанса также фигурирует в списке владельцев компании NextStep Gravel, основанной в ноябре 2023 года и занимающейся продажей шлаков. Еще один ее совладелец – Юрис Фридманис – рассказал, что перед строительством в Марупе проводилось несколько тестов, включая анализ физико-технических и химических свойств материала. Единственным показателем, превысившим норму, был хром: норма – 350 мг/кг, фактическое значение – 356 мг/кг.
Однако, пояснил он, правительственные нормы по содержанию металлов не распространяются на шлаки, которые имеют статус строительного материала.
Шлак при строительстве кладут только в верхний слой "дорожного пирога", то есть под самый асфальт, чтобы минимизировать контакт с грунтовыми водами и вымывание тяжелых металлов.
Фридманис объяснил интерес к торговле шлаками из Нидерландов тем, что Латвия готовится к реализации крупных инфраструктурных проектов: Rail Baltica, Бауcкий обход, Иецаваский обход, Рижский обход, укрепление границы и другие военные проекты, такие как полигон в Селии. Фридманис не отрицает, что уже предложил сталеплавильный шлак для проекта Rail Baltica.
Лента новостей
0