https://lv.sputniknews.ru/20250227/s-kazhdym-godom-v-latvii-stanovitsya-vse-menshe-detey-i-uchiteley-29808442.html
С каждым годом в Латвии становится все меньше детей и учителей
С каждым годом в Латвии становится все меньше детей и учителей
Sputnik Латвия
Учителя стареют, детей рождается все меньше, а получить хорошее школьное образование можно далеко не во всех латвийских краях 27.02.2025, Sputnik Латвия
2025-02-27T19:03+0200
2025-02-27T19:03+0200
2025-02-27T19:03+0200
новости латвии
всеобщая оптимизация: как в латвии закрывают школы
министерство образования и науки латвии
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/09/09/22723382_0:120:1280:840_1920x0_80_0_0_6dbf4f26d24dabc8828c2677a77d446f.jpg.webp
РИГА, 27 фев — Sputnik. Министерство образования создало модель оптимальной школьной сети, которая показывает, в каких самоуправлениях можно открыть еще одну большую среднюю школу, а в каких можно и закрыть. В модели анализируются данные Центрального статистического управления о численности и возрасте населения муниципалитетов, количестве и возрасте учителей и существующей школьной сети. Предполагается, что число первоклассников в латвийских школах в ближайшие шесть лет сократится на 34%. По оценкам МОН, с 2030 года в Латвии понадобится примерно 160 больших школ и гимназий, 48 из которых будут расположены в Риге. В настоящее время 12 из 43 краев — Марупе, Адажи, Саласпилс, Смилтене, Гулбене, Кулдига, Салдус, Валка, Кекава, Ропажский и Валкский края и Елгава — имеют оптимальную школьную сеть для будущих демографических тенденций и количества детей. В некоторых из них школ и детских садов даже не хватает для будущих детей, уже не говоря про уже существующих: во многих самоуправлениях вокруг Риги сложно устроить ребенка в детский сад. В Риге в настоящее время на 28 школ больше, чем понадобится в 2030 году. Министерство объясняет это большим количеством небольших частных школ и миграцией в рижские средние школы людей из других регионов Латвии, особенно из Рижского района. В Латгалии же, по данным МОН, во всех самоуправлениях количество школ не соответствует будущим демографическим тенденциям. То есть через несколько лет их снова придется закрывать. Кто будет учить будущих школьников В Латвии 38% учителей общеобразовательных учреждений сейчас находятся на пенсии или в предпенсионном возрасте, свидетельствуют данные МОН. Однако все зависит от самоуправления. Самый молодой состав учителей в Пририжье: в Саласпилсском, Марупском и Кекавском самоуправлениях менее 30% учителей старше 55 лет. Напротив, в Алуксне и Краславе они составляют более 50% от общего числа. Только 25% результатов по математике высшего уровня были получены за пределами Риги. Как отметил заместитель госсекретаря МОН Янис Пайдерс, это указывает на "значительное неравенство" между школами Латвии и "системные проблемы" в латвийской системе образования. Преподавание других предметов тоже страдает. Только в 16 самоуправлениях централизованный экзамен по физике на высшем уровне сдали не менее десяти учеников. За исключением школ в Валмиере и Цесисе, результаты в целом были посредственными и даже низкими — в пределах 30—50%. Только в 14 муниципалитетах централизованный экзамен по химии на высшем уровне сдали не менее десяти учеников, а в семи муниципалитетах — ни одного. Лучшие результаты по химии были в Вентспилсском, Добельском и Екабпилсском самоуправлениях. Самые высокие результаты централизованного экзамена по английскому языку в 12-м классе были в Видземе, Земгале, Курземе, Риге и Рижском районе, в то время как в Латгалии результаты в среднем чаще всего были ниже 50% или в диапазоне 50—55%. "Школы обязаны обеспечить одинаковое качество образования и, следовательно, одинаковые возможности для каждого ребенка и молодого человека в Латвии", — считает Пайдерс. При этом нынешняя модель оплаты труда учителей "деньги следуют за учеником" не сможет обеспечить справедливую и адекватную оплату труда, считают в министерстве образования. Вместо этого МОН предлагает новую модель финансирования школ — "Программа в школе". Реформу планируется внедрить с осени, однако не известно, найдутся ли на это средства в госбюджете и будет ли она полностью реализована. Внести ясность в этот вопрос было обещано к началу марта.
https://lv.sputniknews.ru/20240722/detey-ne-khvataet-minobrazovaniya-snizit-trebovaniya-po-minimalnomu-kolichestvu-uchaschikhsya-28358907.html
https://lv.sputniknews.ru/20250206/kak-platit--bolshie-goroda-prosyat-reshit-vopros-s-zarplatami-pedagogov-29672100.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/09/09/22723382_0:0:1280:960_1920x0_80_0_0_42d9f35438e531caf0ba66f902d422b0.jpg.webpSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, всеобщая оптимизация: как в латвии закрывают школы, министерство образования и науки латвии
новости латвии, всеобщая оптимизация: как в латвии закрывают школы, министерство образования и науки латвии
С каждым годом в Латвии становится все меньше детей и учителей
Учителя стареют, детей рождается все меньше, а получить хорошее школьное образование можно далеко не во всех латвийских краях
РИГА, 27 фев — Sputnik. Министерство образования создало модель оптимальной школьной сети, которая показывает, в каких самоуправлениях можно открыть еще одну большую среднюю школу, а в каких можно и закрыть.
В модели анализируются данные Центрального статистического управления о численности и возрасте населения муниципалитетов, количестве и возрасте учителей и существующей школьной сети. Предполагается, что число первоклассников в латвийских школах в ближайшие шесть лет сократится на 34%.
По оценкам МОН, с 2030 года в Латвии понадобится примерно 160 больших школ и гимназий, 48 из которых будут расположены в Риге.
В настоящее время 12 из 43 краев — Марупе, Адажи, Саласпилс, Смилтене, Гулбене, Кулдига, Салдус, Валка, Кекава, Ропажский и Валкский края и Елгава — имеют оптимальную школьную сеть для будущих демографических тенденций и количества детей.
В некоторых из них школ и детских садов даже не хватает для будущих детей, уже не говоря про уже существующих: во многих самоуправлениях вокруг Риги сложно устроить ребенка в детский сад.
В Риге в настоящее время на 28 школ больше, чем понадобится в 2030 году. Министерство объясняет это большим количеством небольших частных школ и миграцией в рижские средние школы людей из других регионов Латвии, особенно из Рижского района.
В Латгалии же, по данным МОН, во всех самоуправлениях количество школ не соответствует будущим демографическим тенденциям. То есть через несколько лет их снова придется закрывать.
Кто будет учить будущих школьников
В Латвии 38% учителей общеобразовательных учреждений сейчас находятся на пенсии или в предпенсионном возрасте, свидетельствуют данные МОН. Однако все зависит от самоуправления. Самый молодой состав учителей в Пририжье: в Саласпилсском, Марупском и Кекавском самоуправлениях менее 30% учителей старше 55 лет. Напротив, в Алуксне и Краславе они составляют более 50% от общего числа.
Только 25% результатов по математике высшего уровня были получены за пределами Риги. Как отметил заместитель госсекретаря МОН Янис Пайдерс, это указывает на "значительное неравенство" между школами Латвии и "системные проблемы" в латвийской системе образования.
Преподавание других предметов тоже страдает. Только в 16 самоуправлениях централизованный экзамен по физике на высшем уровне сдали не менее десяти учеников. За исключением школ в Валмиере и Цесисе, результаты в целом были посредственными и даже низкими — в пределах 30—50%.
Только в 14 муниципалитетах централизованный экзамен по химии на высшем уровне сдали не менее десяти учеников, а в семи муниципалитетах — ни одного. Лучшие результаты по химии были в Вентспилсском, Добельском и Екабпилсском самоуправлениях.
Самые высокие результаты централизованного экзамена по английскому языку в 12-м классе были в Видземе, Земгале, Курземе, Риге и Рижском районе, в то время как в Латгалии результаты в среднем чаще всего были ниже 50% или в диапазоне 50—55%.
"Школы обязаны обеспечить одинаковое качество образования и, следовательно, одинаковые возможности для каждого ребенка и молодого человека в Латвии", — считает Пайдерс.
При этом нынешняя модель оплаты труда учителей "деньги следуют за учеником" не сможет обеспечить справедливую и адекватную оплату труда, считают в министерстве образования.
Вместо этого МОН предлагает новую модель финансирования школ — "Программа в школе". Реформу планируется внедрить с осени, однако не известно, найдутся ли на это средства в госбюджете и будет ли она полностью реализована. Внести ясность в этот вопрос было обещано к началу марта.