Как зарождался "Путь домой": рассказ супруги Анатолия Бублика

© SputnikМария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников "Путь домой"
Мария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников Путь домой - Sputnik Латвия, 1920, 14.02.2025
Подписаться
Патриотическое движение "Путь домой" – проект еще молодой, и его история пишется на наших глазах, но некоторые тайны уже можно раскрыть. И сделала это для нас Мария Бублик
РИГА, 14 фев — Sputnik, Алексей Стефанов. Супруга основателя патриотического движения "Путь домой" Анатолия Бублика Мария находится в тени своего мужа. О ней почти ничего не слышно, кажется, что после переезда из Германии в Россию она занимается домом и воспитанием четырех дочерей – самой младшей будет четыре года, а старшей – 15 лет. Однако это не так. Мария Бублик не отстает от супруга – руководит штабом "Путь домой".

В планах было открытие уникального бизнеса

"Изначально, когда мы переехали в Ставрополь, не думали о том, что будем помогать другим переселенцам, планировали заниматься совсем другим – развивать собственный бизнес из той же франшизы [производство экологически чистых стройматериалов], чем занимался Анатолий в Германии. Потому что это он умеет делать очень хорошо, в этом он был крайне успешен", – говорит Мария.
Однако единичная помощь желающим переехать в Россию постепенно стала отнимать большую часть свободного времени, и в какой-то момент на развитие бизнеса времени стало не хватать. Нужно было выбирать – уходить с головой в производство стройматериалов или помогать таким же, как они, переселенцам. В итоге хобби вылилось в целое движение, которое возглавил Анатолий Бублик, а Мария стала его правой рукой в этой организации.

"Сложилось так, что эта моральная составляющая, когда ты в ответе за тех, кто, возможно, следует за тобой – по твоему примеру, она взяла верх над всеми возможными представлениями о благополучии, о развитии – личностном, профессиональном, занять нишу свою в Ставрополе, а может, и дальше во всей России. И сейчас "Путь домой" – это не просто проект, не просто общественное движение. Это сама жизнь для Анатолия", – уверена Мария.

Поэтому планы на создание уникального производства стройматериалов были отложены, возможно, до пенсии, а сейчас, как признается Мария, нет времени ни на сон, ни на элементарный отдых. То, чем они занимаются в проекте, это "настолько все увлекательно, настолько видны результаты работы, что хочется работать дальше и дальше, и додавливать, добивать вот эти слабые моменты, которые должны в обозримом будущем исчезнуть".
© SputnikЖурналист Алексей Стефанов и Мария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников "Путь домой"
Журналист Алексей Стефанов и Мария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников Путь домой - Sputnik Латвия, 1920, 14.02.2025
Журналист Алексей Стефанов и Мария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников "Путь домой"
Бублик надеется, что удастся убрать все препоны для возвращения или переезда людей в Россию, что "дорога, этот путь домой, выровняется, и люди, независимо от того, откуда они направляются в Россию, смогут беспрепятственно, спокойно, с минимальным задействованием ресурсов, финансов, траты времени, приехать".
"Переехать в Россию и чувствовать себя здесь полноценными, счастливыми, полностью адаптированными людьми, ничем не отличающимися от россиян, которые здесь жили все время", – подчеркивает Мария.

Поначалу дети очень обижались на папу

Быть не только супругой, но и тылом Анатолия не так-то просто: Мария с 9 до 17 часов является его сотрудницей и выполняет поручения по работе движения, а до этого времени и после – отвечает за тыл: домашнее хозяйство, детей и прочие хлопоты. Дети, конечно, хотят видеть папу с мамой чаще, но уже смирились с тем, что сейчас для родителей на первом месте – помощь таким же, как они, переселенцам.

"Конечно, вне работы мы стараемся посвящать время делам семьи, заботам о детях. Но это очень сложно. Это постоянный симбиоз, когда работа является частью твоей жизни или твоя жизнь является уже работой – это очень тяжело сейчас разграничить. У Анатолия, в принципе, ненормированный рабочий день. Он работает по 12-14 часов каждый день. Суббота и воскресенье присутствуют, но опционально. Мы знаем, что мы должны как-то провести время с детьми, в конце концов, это наш долг, совесть призывает", – рассказывает собеседница.

Мария говорит, что дети поначалу обижались, говорили, что папы им очень не хватает. "А что, папа снова уехал в Москву? А где папа? Он в Москве, да?" – спрашивали они. Или куда-то в другой регион уехал. Но потом эти моменты переросли в обыденность, в какую-то рутину. "Они меня, как маму, немножечко, конечно, задевают. Потому что очень хочется, чтобы отношения внутри семьи были теплыми. Когда люди друг в друге нуждаются, когда дети растут и воспитываются в понимании, что есть надежный тыл, крепкое плечо отца, забота мамы – родителей, к которым всегда можно обратиться, что бы ни случилось".
"Я понимаю, что дети в силу этих обстоятельств научились большей самостоятельности. Хорошо это или плохо? Как по мне – немножко преждевременно. Но жизнь покажет, – отмечает Мария. – Мы принимаем обстоятельства такими, какие они есть. И если мы ничего не можем сделать, то пытаемся максимально как-то сгладить эти моменты. Папа приезжает каждый раз с какими-то вкусняшками. Тот день, когда он возвращается домой, однозначно, это день для семьи, для детей. Со старшими детьми он может рубиться в карты, играть в какую-нибудь приставку. Или просто поговорить по душам. Рассказать, что он отметил в своей поездке. У младших спрашивает, какие есть достижения, прорывы или, наоборот, недостатки".
© SputnikРуководитель проекта "Путь домой" Анатолий Бублик
Руководитель проекта Путь домой Анатолий Бублик - Sputnik Латвия, 1920, 14.02.2025
Руководитель проекта "Путь домой" Анатолий Бублик
Собеседница подчеркивает, что дети уже не обижаются, понимают, почему Анатолий в месяц дома проводит не больше двух недель.

Из Германии пришлось буквально бежать

Младшие дети переезд в Россию практически не заметили, а вот старшим было сложно это принять.
"Когда мы однозначно определились, что уезжаем в Россию, и в начале марта [2022 года] я сказала детям, что мы уже решили и собираемся уезжать в Россию все вместе, что продаем дом, что продаем фирму. Для детей это, конечно же, был шок. Они себя вне этого дома, вне Германии, вне семьи, социума, в котором они родились и выросли, не представляли. В России старшие дочери были, но в очень юном возрасте, совсем малышами, они толком не помнили это. То есть для них Россия – это было нечто внутри семьи. Мы разговаривали дома только на русском, у нас было подключено русское телевидение, мы посещали по субботам русскую школу, и в семье на праздниках среди родственников общение было на русском языке. Вот это и была вся Россия", – подчеркивает Мария.
Старшие дети, услышав новость о переезде, перепугались и расплакались. Это был первый месяц с начала СВО, и Германию наводнили фейки, что Россия бомбит роддома, танками людей плющит, бросает бомбы без разбора, просто ковровые бомбардировки устраивает, отмечает собеседница. И хотя им удавалось находить в интернете опровержения, дети находились под этим постоянным информационным давлением. И тем более было сложно переубеждать своих одноклассников в том, что их обманывают, да еще объяснять причины случившегося. А еще приходилось терпеть оскорбления со стороны одноклассников, хотя девочки родились в Германии и ничем не отличались от своих немецких ровесников. И тут родители объявили им, что везут их в Россию, да еще навсегда.
"А если на территории России начнется война?" – спрашивали они. На что родители ответили: "Тогда тем более мы должны оказаться там, чтобы защищать Россию. Это ваша духовная, культурная Родина, это Родина ваших предков, в том числе немецких предков, которые там похоронены".
"Они утерли слезы, успокоились. И я им сказала, чтобы ни в коем случае не рассказывали о наших планах никому – ни друзьям, ни одноклассникам, ни тем более учителям, потому что мы опасались, что ювенальная юстиция может просто забрать у нас детей. Это распространенная схема. На тот момент, в марте 2022 года, это еще не было так сильно распространено, но тем не менее мы придумали план. У Анатолия были партнеры из числа самых первых и крупных в Китае. Он ездил в Китай, знает его, там преподавал. Поэтому никого не удивило, когда мы сказали, что хотим пару лет пожить в Китае, развить там франшизу. Это совершенно естественная ситуация для Германии. И это было за чистую монету принято всеми и в садике, и в школах, и даже среди партнеров", – описывает план побега из Германии Мария.
Дальше они собрали все необходимые документы, заверили апостилем для того, чтобы легализовать потом на территории России, быстро продали дом. С этим повезло. Но пришлось снижать цену, боялись, что рынок недвижимости вот-вот встанет, "и мы с этим балластом никуда не двинемся, а нам нужны были деньги, чтобы приобрести что-то в России и развивать бизнес, как можно быстрее вклиниться в полноценную жизнь".
При этом им было чуть проще переселяться, чем многим другим семьям, – у обоих были паспорта граждан России. У Анатолия было двойное гражданство с Германией, а Мария проживала в ФРГ по ВНЖ.
"Почему Ставрополь? Вы знаете, если бы мы изначально планировали какую-то общественную или политическую деятельность, приближенную к тому, чем занимаемся, наверное, сразу кинулись бы в Москву. Но тогда Москва пугала детей, потому что это колоссальный мегаполис. А мы жили в пригороде Висбадена с населением 11 тысяч человек. И менять жизнь – вот так радикально в сторону шумного мегаполиса, где ты просто не успеваешь не то что за событиями, а просто даже осмыслить, что происходит, мы, конечно же, не хотели. И рассматривали два региона – Урал и Кавказ, потому что планировали развивать бизнес и нам нужна была сырьевая база", – поясняет собеседница.
В итоге выбор пал на Ставрополь – тепло, уютно, не так много людей, не криминогенный регион, высокая урожайность, свежий и чистый воздух. А уже переехав, Анатолий жил еще на две страны – занимался отчуждением бизнеса, регулированием отношений со всеми партнерами, закрывал в Германии все обязательства. В том числе с банками. Мария в это время устраивала детей в садик и школу, собирала информацию о том, как и чем живет Россия. На момент переезда она не жила в России уже 15 лет, Анатолий чуть больше.

Проект возник случайно – из обычных разговоров в чате

После того, как семья Бубликов уже обустроилась в Ставрополе, Анатолий в последний раз уехал в Германию еще на целый месяц – завершить все дела. А когда вернулся, получил документы на свою компанию в Ставрополе, стал зондировать рынок потребностей и возможностей. И параллельно в свободное от работы время начал консультировать людей о переезде в Россию.

"Это было не то чтобы хобби, просто в свободное время Анатолий заходил в группу в "Телеграм", объяснял людям, что нужно для переезда в Россию. Большие тексты писал такие, знаете, мотивирующие о том, что не надо ничего бояться, идите следом за своим сердцем, не обращая внимания на какие-то материальные блага, которые вы можете потерять. Это все ваши якоря, от которых вы должны избавиться, от этого бремени, как от рабства. В России вы однозначно будете счастливы. Постепенно это стало занимать у него все больше и больше времени. А по прошествии месяцев трех он выкупил этот телеграм-чат, и уже на правах владельца начал все структурировать по критериям, кто может давать какие-то оценки, проводить анализ. К нему присоединились ребята из этой же группы, из каких-то параллельных чатов перешли. Такие же энтузиасты, которые просто хотели помогать", – вспоминает историю появления движения Мария.

В первое время эта команда под руководством Анатолия работала посменно сутками – и в ночное, и в дневное время, продолжает собеседница. Дневное время уделялось ответам на вопросы по переезду, основным программам, сбору документов, а ночное время было посвящено общению на свободные темы.
"Люди приходили с разными вопросами. "Помогите уговорить жену переехать. Я хочу, не могу больше здесь жить, а она держится за дом, детей, за какое-то другое имущество". Вот с такими душевными страданиями люди приходили. Наутро все это зачищалось, и администраторы снова переходили к темам вопрос-ответ по документам, по переезду. Это продолжалось достаточно долго. Я не знала, во что это может вылиться, насколько серьезным все это может стать. Я просто привыкла доверять мужу, чем бы он ни занимался. И не думала о том, что это вот предприятие на нескольких человек по безвозмездной консультации людей может вылиться в какую-то настоящую общественную деятельность федерального, международного размаха", – до сих пор поражается Мария.
Раньше был тренд – уехать из России, а сейчас все ровно наоборот. И Анатолий, как подчеркивает его супруга, уловил эти веяния. На себе испытал это желание вернуться домой и стал активно зазывать остальных, попутно участвуя в различных конференциях, форумах, общаясь с людьми во власти и объясняя им, что в законах, системе приема соотечественников или иностранцев нужно изменить.

Супруга, мама, руководитель штаба

В середине января движение "Путь домой" отметило свое двухлетие. За это время помимо основного телеграм-канала было создано 25 региональных групп, некоторые из которых включают в себя не города, а федеральные округа, такие как Поволжье, через которые можно обращаться за консультацией. В движении работает большое число администраторов. На горячую линию за два года с первичными запросами обратилось свыше 180 тысяч человек, порядка 10 тысяч человек с помощью движения переехали в Россию.
Работа ведется не только в интернете, но также в реальном режиме: на уровне губернаторов, администраций регионов, общественных движений. "Путь домой" помогает в том числе с трудоустройством. Навстречу идут целые предприятия, которые нуждаются в квалифицированных специалистах, которые предлагают достойную оплату труда и предоставляют служебное жилье. Чтобы показывать нестыковки в законах и проблемы с переселением, Анатолий Бублик регулярно предлагает устраивать конференции по проблеме переселения, сам активно участвует во всех мероприятиях, куда его приглашают.
© SputnikМария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников "Путь домой"
Мария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников Путь домой - Sputnik Латвия, 1920, 14.02.2025
Мария Бублик - руководитель штаба Центра содействия добровольному переселению соотечественников "Путь домой"
При этом Мария хотя и не появляется на публике, но помогает своему мужу – руководит штабом "Путь домой" из Ставрополя, управляет командой и офисом.
"К этому мы пришли, когда объемы стали настолько велики, что Анатолию нужно было одновременно быть в нескольких местах, когда нужно было структурировать и подведомственно разделять работу уже внутри нашей организации. Когда из просто общественного проекта деятельность получила федеральный и международный размах. Когда у нас уже появилось взаимодействие с консульствами Российской Федерации в разных странах. Тогда мы пришли к пониманию того, что необходим штаб. Сейчас у нас есть независимый офис, несколько сотрудников, которые на месте принимают переселенцев, обрабатывают заявки, документы, ведут весь документооборот, взаимодействуют с региональными, федеральными структурами, органами исполнительной власти", – поясняет она.
Изменились и условия работы в движении "Путь домой". Раньше администраторы занимались помощью в переселении соотечественников исключительно из альтруистских соображений. Сегодня – это уже полноценная работа.
"Сейчас мы получаем небольшое финансирование со стороны негосударственных фондов, и можем себе это позволить – трудоустроить людей официально, чтобы они получали фиксированную достойную заработную плату, потому что это неоценимый труд – то, что они делают днем и ночью. Это действительно стоит не просто каких-то премиальных или бонусных вознаграждений, которые время от времени у нас до этого были, и опять-таки – за счет накопившихся пожертвований от людей. Или же из наших личных средств, которые Анатолий выручал от дивидендов за свою фирму. Сейчас все более структурировано и у нас трудоустроено порядка 30 человек", – рассказывает Мария.
Планов у движения "Путь домой" очень много. Из очевидных – как можно больше людей вовлечь в идею переселения в Российскую Федерацию и помочь им на этом пути. Из новых – чтобы люди чувствовали себя причастными к жизни в России, будучи еще за рубежом, команда движения запускает серию документальных фильмов из цикла "Я дома". Акцент делается на герое и городе, населенном пункте или селе, где он живет. Чтобы человек своими глазами увидел, как и чем живет именно эта местность, и захотел переехать именно туда.
"Также из задач на 2025 год – провести максимальное количество круглых столов, с подписанием соглашений на уровне регионов, с предприятиями, с общественными организациями, которые, в принципе, уже, заразившись нашим энтузиазмом и самой идеей, понимая всю актуальность этого миграционного движения в нашу страну, сами отвечают нам или встречным согласием, или являются инициаторами подписания этих соглашений. Мы однозначно всегда согласны на любое взаимодействие, на любом уровне", – заключает Мария Бублик.
Анатолий Бублик. Чтобы вывезти детей из райского сАда, детей приходится прятать в багажнике - Sputnik Латвия, 1920, 22.02.2024
Видео
Бублик: "Чтобы вывезти детей из "райского сАда", их приходится прятать в багажнике"
Лента новостей
0