Латвия хочет компенсаций за поврежденный кабель, а кто оплатит простой "невиновных" судов?

© Sputnik / Sergey MelkonovУстье реки Вента в Вентспилсе
Устье реки Вента в Вентспилсе - Sputnik Латвия, 1920, 04.02.2025
Подписаться
Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs начнет процесс по взысканию убытков из-за поврежденного судном Vezhen подводного оптоволоконного кабеля. При этом убытки за простой другого задержанного судна - Silver Sea, возможно, кому-то придется компенсировать
РИГА, 4 фев — Sputnik. Не может ли получиться так, что после того, как Латвия попросила полицию стран Северной Европы задержать и обыскать суда, подозреваемые в повреждении кабелей, ей придется заплатить судовладельцам и фрахтовщикам за простой кораблей с грузами? Оказывается, вопрос уместен, но чиновники не могут толком на него ответить, пишет журналистка Элита Вейдемане.
В пятницу, 31 января, норвежская полиция сообщила об освобождении судна Silver Dania с российским экипажем, задержанного по просьбе Латвии по подозрению в причастности к повреждению оптоволоконного кабеля Латвийского государственного радиотелевизионного центра в Балтийском море. Полиция заявила, что никаких доказательств причастности судна к этому инциденту не нашла.
Судно принадлежит норвежской компании Silver Sea, ее глава Турмуд Фосмарк рассказал, что судно шло мимо Готланда и якорь не бросало.
В свою очередь, шведские власти в связи с этим инцидентом задержали грузовое судно Vezhen, которое ходит под флагом Мальты. Болгарская судоходная компания Navigation Maritime Bulgares, которой принадлежит судно, отрицает намеренное повреждение кабеля.
"В ходе расследование разрыва кабеля между Швецией и Латвией в Балтийском море выяснилось, что это не был случай грубой диверсии. В связи с этим принято решение о снятии ареста с судна, подозреваемого в обрыве кабеля", — говорится в заявлении шведской прокуратуры.
Полиция Осло, Норвегия. Архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2025
По подозрению в повреждении латвийского кабеля задержано еще одно судно
Не придется ли Латвии платить за простой этих судов? На этот вопрос в Минсообщения пояснили: данный вопрос не входит в компетенцию ведомства. Государственная полиция заявила, что расследование уголовного дела, квалифицируемого по трем статьям Уголовного закона, включая умышленное причинение вреда, продолжается. В настоящее время следствием не получено никаких данных, которые могли бы послужить основанием для прекращения или переквалификации уголовного дела".
В Минсообщения есть Морской департамент, но в нем, как оказалось, специалистов по морскому праву нет, так что Латвия останется в неведении относительно того, придется ли платить за простой кораблей.
Министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис напомнил, что международное морское право достаточно сложное, поэтому задержание судна, причастного к инциденту с повреждением подводного оптоволоконного кабеля в Балтийском море, потребовало бы единой и четкой позиции НАТО.
В начале января НАТО объявила о новой миссии – защите подводных кабелей в Балтийском море. Однако двух кораблей НАТО было слишком мало, и странам НАТО следует сосредоточиться на внедрении различных технологий для обнаружения рисков или уязвимостей, считает министр.
Директор Центра передового опыта стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс признал, что единой позиции НАТО по вопросу повреждений подводной инфраструктуры до сих пор нет. "Существует морское право, которое гласит, что только государство, в территориальных или экономических водах которого произошел инцидент, может что-либо предпринять. Существуют правила, которые предусматривают, что силы НАТО должны согласовывать свои действия при проведении любой операции, и в этом случае было бы важно разделить ответственность между странами", — говорит Сартс.
Он напомнил, что в классической ситуации регулирование мирного времени – это одно, а совсем другое – регулирование военного времени. "Сейчас уже не мир, но еще и не война. Количество кораблей НАТО, патрулирующих Балтийское море, ограничено. Все это можно обсудить, но нужно понимать, что в НАТО входят 32 страны, и даже между странами НАТО существуют разногласия о морских границах. Это непростой вопрос", — признал Сартс.
Если мы хотим, чтобы НАТО действовала, должно быть четкое определение, что именно следует делать. Но такого определения нет. "Так что же такое корабли НАТО, патрулирующие Балтийское море? Это корабли стран НАТО. В какой-то капитан корабля находится под командованием НАТО, а в следующий момент он уже под национальным командованием. Конечно, можно расширить мандат, но такое решение будет непростым", — считает Сартс.
На его взгляд, арест судов позволит замедлить темпы повреждений. Кроме того, существуют возможности не допустить захода в Балтийское море судов с повышенным экологическим риском. "Но мы должны помнить, — продолжает Сартс, — что и у нас есть свои интересы в свободном плавании по другим морям. Поэтому этот вопрос нельзя рассматривать только в контексте Балтийского моря".
Лента новостей
0