Санкции Запада пошли российской моде только на пользу

© Sputnik / Кирилл Зыков / Перейти в фотобанкДизайнер Ксения Князева
Дизайнер Ксения Князева  - Sputnik Латвия, 1920, 30.01.2025
Подписаться
Архитекторы западных санкций, похоже, сильно недооценили мощь и изобретательность российского рынка
РИГА, 30 янв — Sputnik. Западные санкции должны были сокрушить российскую экономику, но вместо этого открыли бреши, которые заполнили местные изобретательные предприниматели, пишет The Christian Science Monitor. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Три года назад после начала СВО множество крупных модных брендов ушло с российского рынка. Это открыло большие возможности для россиян.
Десять лет модельер Ксения Князева прозябала в тени крупных брендов. Экономические санкции Запада против России, по идее, не должны были облегчить ее участь. Но Князева разработала собственную линию женской одежды, прокралась через международный лабиринт санкций, обзавелась необходимыми материалами, заключила сделки с фабриками по пошиву одежды в России, Китае и Турции и, наконец, придумала, как творчески прорекламировать себя среди клиентуры.
За последние три года фирма Князевой пришла к беспрецедентному успеху. За это время она открыла уже четыре розничных магазина и вскоре перенесет штаб-квартиру своей компании в престижный офис в Москве.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан - Sputnik Латвия, 1920, 15.11.2024
Орбан: ЕС нужно пересмотреть санкции против РФ
Неутихающая буря санкций, обрушившихся на Россию с началом спецоперации на Украине, не только не смогла покарать Москву, но и, наоборот, стимулировала целые отрасли ее экономики — причем этот эффект наверняка сохранится еще долго даже после урегулирования украинского конфликта.
Ответ кроется главным образом в реакции российских политиков и частных предпринимателей.
Первое, что сказала Князева журналисту, посетившему один из ее московских магазинов, это что она благодарна западным компаниям, которые пришли на российский рынок в 1990-х годах, за то, что своими идеями и опытом те преобразили прежнюю советскую культуру безразличия к моде, привили предпринимателям современные деловые порядки, установили стандарты качества и приучили к ним российских потребителей.
"Я изучала западную высокую моду и мечтала создавать одежду такого же уровня, доступную среднестатистической российской женщине, — говорит она. — Над этим я и тружусь до сих пор".
Князева отмечает, что уход западных фирм изменил сам подход российских потребителей, которые прежде предпочитали зарубежную продукцию, считая ее более качественной.
"На моем канале YouTube полмиллиона подписчиков, и я получила немало гневных комментариев от людей, оскорбленных тем, что все эти компании просто взяли и ушли от нас. Даже если они вернутся завтра, люди могут отвергнуть их продукцию", — рассуждает она.
Символ сети McDonalds клоун Рональд Макдональд - Sputnik Латвия, 1920, 16.05.2024
Вход — рубль, выход — миллиард: Россия преподает урок мировому бизнесу
Ее успех олицетворяет обширный процесс, который после первоначального шока и периода адаптации преобразовал развитую потребительскую экономику России: прежде в ней господствовали международные бренды, но теперь она во многом "русифицировалась".
Модная одежда, ювелирные изделия и другие предметы роскоши значительно подорожали. Состоятельным россиянам они по-прежнему по карману. Но клиентам с более ограниченным бюджетом исчезновение большинства привычных западных брендов, казалось, грозило возвращением к эпохе повального дефицита и некачественных товаров, которая еще жива в памяти россиян старше 40 лет.
Однако политика российского правительства стабилизировала экономику, и образовавшуюся брешь поспешили заполнить предприниматели вроде той же Князевой.
Большинству относительно низкотехнологичных потребительских товаров российские предприятия на удивление ловко и быстро предложили альтернативы, перенастроив цепочки снабжения и запустив аналоги — пусть нередко и дороже.
За три года конфликта это произошло в большинстве отраслей — от косметики, туалетных принадлежностей и продуктов питания до мебели, бытовой техники и программного обеспечения. Даже российские ноутбуки — и те, как сообщается, захватили 4% рынка, хотя господствует по-прежнему импорт из Китая.
Архитекторы западных санкций, похоже, сильно недооценили мощь и изобретательность российского рынка. Его действующие силы не только выстояли после внезапного ухода иностранных корпораций, но и извлекли из этого выгоду.
Лента новостей
0