https://lv.sputniknews.ru/20241224/kak-potomkam-latviyskikh-staroverov-uznat-istoriyu-svoey-semi-29415167.html
Как потомкам латвийских староверов узнать историю своей семьи
Как потомкам латвийских староверов узнать историю своей семьи
Sputnik Латвия
Записи о русских раскольниках, которые велись в общинах, лишь в редких случаях дошли до латвийских архивов 24.12.2024, Sputnik Латвия
2024-12-24T13:31+0200
2024-12-24T13:31+0200
2024-12-24T13:31+0200
новости латвии
латгалия
старообрядцы
история
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/490/76/4907650_0:0:1256:707_1920x0_80_0_0_199c91d92ab64977e26c02a7f473bb2a.jpg
РИГА, 24 дек — Sputnik. В Латгалии много лет жили русские староверы. Найти информацию о своих предках-староверах непросто, но можно попытаться. "Как мне отец рассказывал, а ему его дед, мы сибиряки, пришли сюда из-за Урала. По дороге еще другие к ним примкнули, много их шло, порядка трехсот человек. Прибыв в Латгалию, они разделились на три деревни: под Резекне и где-то еще под Краславой. А потом тут уже все перемешалось, и еще новые пришли, когда узнали, что здесь принимают, есть земля. Отец все говорил, что хотел бы съездить туда, за Урал, посмотреть, откуда мы родом", — рассказывает потомок староверов. Крестьянин, живший в глухом латгальском селе во времена наполеоновского нашествия, отец 5-6 детей (которые, в свою очередь, выросли и родили каждый по столько же), вполне может быть прапрапрапрадедом тысячи живущих сегодня потомков. У подавляющего большинства будут разные фамилии (изначальная — это если она вообще была двести лет назад — сохранилась только в непрерывных мужских линиях). Мы традиционно ассоциируем свой род с мужской линией, и с передающейся по ней фамилией. Из каких семей и с какими фамилиями приходили в семью мужа женщины, иногда еще помнят их внуки, и почти никогда правнуки. Также с родственниками по боковым линиям: редко кто знает, были ли у его прадеда родные братья и сестры (не говоря уже о двоюродных), а в случае с сестрами — в какие фамилии они вышли замуж. Так как же найти свою родню? У католиков и лютеран Латвии гораздо лучше сохранились церковные книги, с записями о крещении, браке и смерти - в них можно найти информацию и XVII века. Однако записи о русских раскольниках, которые велись в общинах, лишь в редких случаях дошли до латвийских архивов, в основном же бесследно сгинули в череде прокатившихся по стране войн и смен власти. Если для Рижской Гребенщиковской общины "оцифрованные" данные о вступавших в брак есть начиная с 1843 года, то по Резекненской кладбищенской общине — только с 1909 года, а по Лудзенской и вовсе отсутствуют. Другой важный источник — документы первой Всероссийской переписи населения 1897 года — по Латгалии сохранился фрагментарно. Если повезет, найдется ваша деревня, а в ней — конкретно ваши фамилии. Вдвойне повезет, если переписчик застал в доме еще живых стариков в возрасте 70-80 лет, а то и 90 — их имена, скорее всего, не знали даже ваши дедушки-бабушки. Иногда, читая переписные листы, можно обнаружить любопытные совпадения — возможно, поймете, в честь кого были названы ваши родители или их родители. У чтивших старину староверов одни и те же родовые имена — зачастую редкие — нередко передавались через поколения. Некоторые имена из переписи вы наверняка услышите впервые. Доросида, Соломония, Епистиния, Домна, Евстифий, Меркурий, Феофилакт, Хрисанф, Фирс — сегодня их можно увидеть в основном на кладбищенских памятниках (и на табличках с названием улицы Фирса Садовникова в Риге). С переходом от крестьянской цивилизации к городской многие имена постепенно исчезли. Ананиями мальчиков давно не называют, но еще в 1930-х годах это имя у детей в латгальских селах встречалось нередко. В регистре жителей Латвии, который ведет УДГМ (PMLP) — 16 ныне здравствующих Ананиев. А также 470 Василис, 67 Феодор, 23 Домны, 7 Евлампий, 17 Доросид и по одному Хрисанфу, Фирсу, Евстифию и Меркурию. Другая графа в переписи 1897 года, на которую стоит обратить внимание — место рождения. "Этого уже никто не помнит", — чаще всего отвечают потомки староверов на вопрос, когда и откуда сюда пришли предки. Давно было. Массовые миграционные потоки раскольников на эти земли начинаются с середины XVII столетия, когда тут еще была Речь Посполитая. Они приходили в основном с русского Северо-Запада, из областей Олонца, Пскова и Новгорода. Читая ревизские сказки по Резекненской старастии за 1772 год, видишь: к этому времени значительная часть русского населения — уже старожилы ("пришельцы старинные", "тутейшие"), а по прибывшим после 1761 года крестьянам указано, откуда те сюда бежали, из чьих имений (в частности, в Латгалии зафиксированы беглецы в том числе от Пушкиных, Мусиных-Пушкиных, Ганнибалов, Кутузовых). Людские волны шли и сюда, и отсюда — дальше в Польшу, в Пруссию, в нынешнюю Украину и т. д. Перепись 1897 года в большинстве случаев не даст ответ на вопрос "откуда пришли" — но, скорее всего, даст понять: "вы" тут давно. У появившихся на свет в начале XIX века, и в 1897 году бывших уже глубокими стариками латгальских русских крестьян в графе "Родился здесь, а если не здесь, то где именно" в большинстве случаев указано: "Здесь". Что еще необычно — большое число семей, где муж сильно старше жены: на пятнадцать лет, даже на двадцать. В некоторых случаях, приглядевшись к указанному в переписном листе возрасту старших детей, становится ясно: это вторая жена. (Впрочем, сведения о возрасте мужчин в Российской империи нужно принимать осторожно: нередко у крестьян были причины прибавить или убавить себе годков). Что в переписи 1897 года есть: имена и отчества (последнее важно), а также возраст, национальность, вероисповедание, грамотность и т. д. Для живущих в доме указано, кем они являются главе семьи (сын, внук, сестра матери, гость и т. д.) — зачастую это помогает разобраться в живущих вместе близких и дальних родственниках. Бывают пометки, что тот или иной член семьи отсутствует, на заработках — "на отхожих промыслах" (чаще всего это "земляные работы"). Иногда уезжали далеко и группами, например: сразу у пяти мужчин из села отметка — "уехал в Иркутск" (возможно, на возведение транссибирской железной дороги — она там в конце XIX века как раз строилась). Где искать. Портал Латвийского исторического архива Raduraksti.arhivi.lv, раздел Tautas skaitišana. На портале нужно зарегистрироваться и выбрать из списка волость, где жили предки, — после чего остается листать фотокопии переписных листов и надеяться, что на следующем обязательно будет нужная вам фамилия. Как быть, если вы не знаете ни села, ни волости? Изучить старые семейные документы, например, свидетельства о рождении, о смерти, браке (если их нет, копии можно запросить повторно на портале госуслуг). Есть у вас довольно редкая фамилия, можно искать информацию в архиве оцифрованной периодики periodika.lv. Другой вариант — недавно появившийся портал uzvardi.lv, где обобщена информация о том, где — в каких волостях — встречались те или иные фамилии в переписи населения 1935 года. Это база данных латышских фамилий, но русские там тоже встречаются.
https://lv.sputniknews.ru/20240822/v-rezekne-mozhno-budet-pozhit-v-apartamentakh-staroverov-28576211.html
https://lv.sputniknews.ru/20211205/vse-tayny-maskachki-progulka-po-rayonu-i-ozhivshaya-istoriya-19485072.html
https://lv.sputniknews.ru/20190217/russkie-latvia-istoria-sovremennost-10974532.html
латгалия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/490/76/4907650_157:0:1100:707_1920x0_80_0_0_5b0b484cd249d132ac7ac82c5a2ac217.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латгалия, старообрядцы, история
новости латвии, латгалия, старообрядцы, история
РИГА, 24 дек — Sputnik. В Латгалии много лет жили русские староверы. Найти информацию о своих предках-староверах непросто, но можно попытаться.
"Как мне отец рассказывал, а ему его дед, мы сибиряки, пришли сюда из-за Урала. По дороге еще другие к ним примкнули, много их шло, порядка трехсот человек. Прибыв в Латгалию, они разделились на три деревни: под Резекне и где-то еще под Краславой. А потом тут уже все перемешалось, и еще новые пришли, когда узнали, что здесь принимают, есть земля. Отец все говорил, что хотел бы съездить туда, за Урал, посмотреть, откуда мы родом", — рассказывает потомок староверов.
Крестьянин, живший в глухом латгальском селе во времена наполеоновского нашествия, отец 5-6 детей (которые, в свою очередь, выросли и родили каждый по столько же), вполне может быть прапрапрапрадедом тысячи живущих сегодня потомков. У подавляющего большинства будут разные фамилии (изначальная — это если она вообще была двести лет назад — сохранилась только в непрерывных мужских линиях).
Мы традиционно ассоциируем свой род с мужской линией, и с передающейся по ней фамилией. Из каких семей и с какими фамилиями приходили в семью мужа женщины, иногда еще помнят их внуки, и почти никогда правнуки. Также с родственниками по боковым линиям: редко кто знает, были ли у его прадеда родные братья и сестры (не говоря уже о двоюродных), а в случае с сестрами — в какие фамилии они вышли замуж.
Так как же найти свою родню?
У католиков и лютеран Латвии гораздо лучше сохранились церковные книги, с записями о крещении, браке и смерти - в них можно найти информацию и XVII века. Однако записи о русских раскольниках, которые велись в общинах, лишь в редких случаях дошли до латвийских архивов, в основном же бесследно сгинули в череде прокатившихся по стране войн и смен власти.
Если для Рижской Гребенщиковской общины "оцифрованные" данные о вступавших в брак есть начиная с 1843 года, то по Резекненской кладбищенской общине — только с 1909 года, а по Лудзенской и вовсе отсутствуют.
Другой важный источник — документы первой Всероссийской переписи населения 1897 года — по Латгалии сохранился фрагментарно. Если повезет, найдется ваша деревня, а в ней — конкретно ваши фамилии. Вдвойне повезет, если переписчик застал в доме еще живых стариков в возрасте 70-80 лет, а то и 90 — их имена, скорее всего, не знали даже ваши дедушки-бабушки.
Иногда, читая переписные листы, можно обнаружить любопытные совпадения — возможно, поймете, в честь кого были названы ваши родители или их родители. У чтивших старину староверов одни и те же родовые имена — зачастую редкие — нередко передавались через поколения.
Некоторые имена из переписи вы наверняка услышите впервые. Доросида, Соломония, Епистиния, Домна, Евстифий, Меркурий, Феофилакт, Хрисанф, Фирс — сегодня их можно увидеть в основном на кладбищенских памятниках (и на табличках с названием улицы Фирса Садовникова в Риге).
С переходом от крестьянской цивилизации к городской многие имена постепенно исчезли. Ананиями мальчиков давно не называют, но еще в 1930-х годах это имя у детей в латгальских селах встречалось нередко. В регистре жителей Латвии, который ведет УДГМ (PMLP) — 16 ныне здравствующих Ананиев. А также 470 Василис, 67 Феодор, 23 Домны, 7 Евлампий, 17 Доросид и по одному Хрисанфу, Фирсу, Евстифию и Меркурию.
Другая графа в переписи 1897 года, на которую стоит обратить внимание — место рождения. "Этого уже никто не помнит", — чаще всего отвечают потомки староверов на вопрос, когда и откуда сюда пришли предки. Давно было.
Массовые миграционные потоки раскольников на эти земли начинаются с середины XVII столетия, когда тут еще была Речь Посполитая. Они приходили в основном с русского Северо-Запада, из областей Олонца, Пскова и Новгорода.
Читая ревизские сказки по Резекненской старастии за 1772 год, видишь: к этому времени значительная часть русского населения — уже старожилы ("пришельцы старинные", "тутейшие"), а по прибывшим после 1761 года крестьянам указано, откуда те сюда бежали, из чьих имений (в частности, в Латгалии зафиксированы беглецы в том числе от Пушкиных, Мусиных-Пушкиных, Ганнибалов, Кутузовых). Людские волны шли и сюда, и отсюда — дальше в Польшу, в Пруссию, в нынешнюю Украину и т. д.
Перепись 1897 года в большинстве случаев не даст ответ на вопрос "откуда пришли" — но, скорее всего, даст понять: "вы" тут давно. У появившихся на свет в начале XIX века, и в 1897 году бывших уже глубокими стариками латгальских русских крестьян в графе "Родился здесь, а если не здесь, то где именно" в большинстве случаев указано: "Здесь".
Что еще необычно — большое число семей, где муж сильно старше жены: на пятнадцать лет, даже на двадцать. В некоторых случаях, приглядевшись к указанному в переписном листе возрасту старших детей, становится ясно: это вторая жена. (Впрочем, сведения о возрасте мужчин в Российской империи нужно принимать осторожно: нередко у крестьян были причины прибавить или убавить себе годков).
Что в переписи 1897 года есть: имена и отчества (последнее важно), а также возраст, национальность, вероисповедание, грамотность и т. д. Для живущих в доме указано, кем они являются главе семьи (сын, внук, сестра матери, гость и т. д.) — зачастую это помогает разобраться в живущих вместе близких и дальних родственниках.
Бывают пометки, что тот или иной член семьи отсутствует, на заработках — "на отхожих промыслах" (чаще всего это "земляные работы"). Иногда уезжали далеко и группами, например: сразу у пяти мужчин из села отметка — "уехал в Иркутск" (возможно, на возведение транссибирской железной дороги — она там в конце XIX века как раз строилась).
Где искать. Портал Латвийского исторического архива Raduraksti.arhivi.lv, раздел Tautas skaitišana.
На портале нужно зарегистрироваться и выбрать из списка волость, где жили предки, — после чего остается листать фотокопии переписных листов и надеяться, что на следующем обязательно будет нужная вам фамилия.
Как быть, если вы не знаете ни села, ни волости? Изучить старые семейные документы, например, свидетельства о рождении, о смерти, браке (если их нет, копии можно запросить повторно на портале госуслуг). Есть у вас довольно редкая фамилия, можно искать информацию в архиве оцифрованной периодики periodika.lv. Другой вариант — недавно появившийся портал uzvardi.lv, где обобщена информация о том, где — в каких волостях — встречались те или иные фамилии в переписи населения 1935 года. Это база данных латышских фамилий, но русские там тоже встречаются.