Не без ложки дегтя: с чем сталкиваются переселенцы в России

© Фото предоставлено Алиной БелкинсПереселенка из Германии в Россию Алина Белкинс с семьей
Переселенка из Германии в Россию Алина Белкинс с семьей - Sputnik Латвия, 1920, 19.12.2024
Подписаться
Белкины, переехавшие из Берлина в Калининград, счастливы, что решились на это. Однако семья поделилась проблемами, с которыми столкнулась при переезде в РФ и которые нужно срочно решать
РИГА, 19 дек — Sputnik, Алексей Стефанов. Алина и Герман Белкины с двумя маленькими детьми переехали в Калининград два месяца назад. Уезжали из Германии по программе добровольного переселения. О причинах они подробно рассказали в отдельном интервью. Белкины счастливы, что наконец стали жить по-человечески – без детей-трансгендеров, вшей, плесени и, главное, в тепле. Но в процессе переселения они столкнулись с массой проблем, которые нужно решать в срочном порядке, если мы хотим, чтобы в Россию возвращались наши люди.
"Мы переехали по программе переселения соотечественников, возлагали на нее большие надежды, но я разочаровалась в ней. Программа существует практически 20 лет, но она не функционирует, как должна. Чиновничий аппарат до сих пор не готов к переселенцам, таможня не знает, что с нами делать, в консульстве астрономические суммы берут за подтверждение документов", – рассказала Алина Белкинс.
С чем же столкнулись Белкины после того, как решили переехать в Россию?
"Записаться в консульство [в Германии] очень сложно. Приходишь с набором документов, тебе говорят, все отлично, но вот переводы документов должны быть заверены нотариусом. Казалось бы, почему нет. Однако нотариальное заверение одной страницы документа в консульстве стоит 32,5 евро. Допустим, чтобы заверить уже готовый перевод небольшой карточки-удостоверения личности нужно заплатить 65 евро. Я была в шоке, когда принесла четыре документа – мой вид на жительство, удостоверение мужа, расширенную прописку, что мы действительно проживаем в Берлине, аттестат мужа об образовании в Германии, и мне сказали заплатить в кассу 445 евро", – вспоминает собеседница.
Алина даже подумала, что цифра в квитанции написана ошибочно, без запятой, а на самом деле должна 44,5 евро. К счастью, на банковской карте не хватило денег. Вернулась к сотруднику посольства, и он подтвердил, что ошибки нет, она должна 445 евро. И это был минимум документов. А люди иной раз платят до 2000 евро. В итоге Алина вышла из положения – переслала документы в Калининград, там их заверили и отправили назад – вышло в разы дешевле.
"Обещают, если принимаешь участие в программе, тебе дают подъемные, оплачивают переезд, оплачивают квартиру, сокращают срок получения гражданства. Как выяснилось, в этом всем надо разбираться, потому что есть программа переселения соотечественников и есть программа переселения репатриантов. Оказывается, квартиру оплачивают репатриантам, и то не факт. А мы поехали как соотечественники. С провозом вещей тоже оказалось, что переезд нам никто не оплатит, поскольку это работает, если ты переезжаешь железнодорожным или морским путем. Поезд Берлин – Калининград не ходит, паромы тоже. А за доставку вещей на машине даже за наш счет возьмется не каждый водитель – у него должны быть соответствующие документы", – продолжает собеседница.
Алина подчеркивает, что в среднем такие перевозчики берут 7 евро за килограмм и обычный холодильник в случае, если вы решили взять его на новое место жительства, становится золотым. Белкиным повезло – они нашли перевозчика, который взял 5 евро за килограмм.

"Нам удалось найти перевозчика, который за небольшой микроавтобус взял с нас 2 300 евро. Но таких еще найти надо, меня потом все спрашивали, потому что таких цен вообще не бывает. Люди платят по 5000 евро за перевозку. А следующий квест – чтобы перевезти вещи нужна книжка-переселенца с печатью из России. То есть она должна быть активирована. Для этого ты сначала должен приехать в Калининград, обратиться в миграционку, снять квартиру, получить временную регистрацию, на основании этой регистрации поставить печать и снова возвращаться назад, чтобы ввезти вещи. Я на всякий случай сделала мужу частную двукратную визу, но потом уже оказалось, что, если он покинет территорию Российской Федерации, хотя виза эта действует, и захочет вернуться обратно, ему придется временную регистрацию делать заново. И не важно, что он уезжал на два дня или на неделю. То есть эту процедуру надо будет проходить заново", – поясняет собеседница.

Алина уточняет, что подъемные они получили, но только спустя полтора месяца после активации книжки переселенца – "переезд, получается, полностью лег на наши плечи, все остальные расходы тоже". Найти квартиру также было не просто. Привыкнув к правилам аренды в Германии, Белкины хотели арендовать ее заранее, хотя бы за полгода. Но в России совсем другие порядки, и сделать это не получалось.
"Германия, которая вот зовет к себе людей, предоставляет общагу, неделю или две люди там живут, пока им подбирают жилье, оформляют бумаги, специальный человек их сопровождает в банк, во все учреждения. Израиль вовсе в аэропорту встречает людей и сразу все оформляет. Люди выходят из аэропорта уже с временным видом на жительство, с какой-то базовой суммой денег, чтобы можно было снять жилье и просто на что-то жить. К сожалению, Россия в этом плане не готова к приему людей. То есть она зазывает, но нужно самому искать квартиру с временной регистрацией, никто ни в чем не помогает. Я с немецким номером телефона даже не могла зарегистрироваться на "Авито", чтобы снять жилье. Нам, чтобы это сделать, пришлось зимой приехать лично в Калининград", – продолжает собеседница.
Белкины переехали без вещей – взяли только самое необходимое. С трудом нашли собственника, который сделал временную регистрацию – мало кто соглашается на это, хотя никаких рисков временная регистрация владельцу недвижимости не несет. Подписали договор, отнесли документы в МФЦ на регистрацию, их забрали и сказали… прийти через неделю. А в это время машина с вещами в Германии уже была готова к отправлению. Пришлось платить неустойку. Почему проставить временную регистрацию нельзя было сразу, Алина не понимает.
Растаможить вещи тоже оказалось не так просто – Алине после получения регистрации и печати в книжке переселенца пришлось выезжать в Литву, подсаживаться в машину к водителю-перевозчику и заезжать в Россию уже вместе с ним. Хотя на другом КПП ей сотрудники сказали, что все гораздо проще и водитель сможет въехать один. Но на границе возникли сложности, повезло, что пограничники пошли навстречу.
Дальше водителю сказали вручную разгрузить две тонны вещей – в микроавтобусе были также вещи другого переселенца, а это не просто тряпки, но диваны, холодильники. Это нужно было сделать, потому что на границе сломался сканер. "А водитель щуплый такой был, ему физически это было не поднять". В итоге Алина с трудом, но добилась разрешения этого не делать, но вещи так и не получила. Водителя с вещами пропустили только на следующий день.
"Я прошу прощения, но если театр начинается с вешалки, с гардероба, то Россия начинается с таможни и миграционной службы. А по этим вопросам у нас абсолютнейший швах", – говорит собеседница.
Собеседница подчеркивает, что программа переселения нужна в том числе для провоза вещей без пошлины. "Но, с другой стороны, почему я должна выцарапывать свои вещи? Я же везу свои подержанные утюги-холодильники и давно за них заплатила. Почему должна снова что-то оплачивать? Очевидно же, что не смогу я сразу обставить квартиру в России всем новым. Мы рассматривали вариант ехать не по программе переселения, но тогда можно было бы провезти без пошлины только 30 килограмм на человека, а все остальное с доплатой по 4 евро за килограмм. Поэтому решили, что по программе хотя бы дешевле".
Во время нашей беседы Алина Белкинс несколько раз обращает внимание на то, что не жалуется. И все то, что она увидела и получила в России ее более чем устраивает. Она, муж и дети счастливы, что переехали в Россию, чувствуют себя дома и с ужасом вспоминают жизнь в "райском саду". Но вот программу переселения соотечественников однозначно нужно пересматривать, в том числе основываясь вот на таких конкретных рассказах переселенцев.
"Далее оформление гражданства мужу [у Алины после переезда в ФРГ остался российский паспорт], а вот Герману после латвийского и немецкого гражданства нужен паспорт РФ. Однако банально заполнить заявление на подачу гражданства ты не сможешь просто так. Во-первых, талончик на получение гражданства выдают с 9 утра, но очередь надо занимать с 7. Люди составляют списки, приходят для того, чтобы дали талончик на получение гражданства. И ты понять не можешь, почему нужно записываться, но все равно ходить как на работу каждый день к 7 утра. Хорошо, отстояли эту очередь, взяли талончик и дальше такой вопрос: где брать бланки заявлений, какие документы нужны, кто может проконсультировать? И только одна девушка из очереди подсказала: бланки заявлений, образец заполнения на втором этаже напротив 22-го кабинета. Это сказал не служащий, а человек из очереди. Но это не все", – продолжает свой рассказ Алина.
Фотографии образцов она сделала, но заполнить заявление – это не значит его подать. Любая запятая не в том месте – и вас отправят в конец очереди. По новой записываться и приходить. И тут уже появляются фирмы-помогайки, говорит собеседница, которые за деньги помогают и заполнять, и при необходимости вносить правки уже после того, как ошибку в документе нашел инспектор. На месте, а не возвращаясь в очередь. Без помогаек такое не пройдет.
"То есть система в курсе существования этих помогаек, но ничего не делает для того, чтобы сделать эту процедуру нормальной, чтобы никакие помогайки были не нужны. И люди отдают колоссальные суммы денег, чтобы у них приняли документы, потому что ты себя чувствуешь настолько никем, как в параллельном мире. Вот есть Россия с классными продуктами, с цифровыми технологиями, с шикарными добрыми людьми, и вот эти структуры, которые живут в какой-то параллельной реальности. Да еще все заполнять ручкой в наше-то время, когда в России одни из самых крутых цифровых продуктов", – поражается собеседница.
Опустим историю про то, как у Германа заканчивалась виза и выяснилось, что, даже несмотря на то, что он уже подал документы на гражданство, у него есть временная регистрация, продлить ее оказалось очень сложно. "Это сколько времени впустую, сколько ходьбы бессмысленной и сколько нервов… Почему нельзя это попроще сделать? То есть вот эта книжка переселенца, вы ее даете людям, так давайте ее уже активированной, чтобы не было такого бреда, что ты покидаешь Россию с тем, чтобы туда снова въехать. Чтобы не было такого, что заполни заявление сам, только бланков мы тебе не дадим", – говорит Алина.
Она рассказывает и про другие сложности, которые можно было бы упростить для переселенцев. Про провоз машины – столько условий нужно соблюсти (на кого записана, сколько в пользовании и пр.), что не каждый ее сможет ввезти, хотя для переселенца с учетом беготни по инстанциям в первые месяцы – это просто палочка-выручалочка. Про ОСАГО – обязательную страховку, которую тоже не получалось оформить, потому что номера на машине германские. Про экзамен по русскому языку для русских людей, хоть и родившихся не в самой России.
"Но психологически здесь классно, люди в Россию едут не за деньгами, они, наоборот, там продают дома, все кидают там, чтобы здесь пожить. Да, эстетическая картинка может местами хромать, это все понятно, но мы едем именно за психологическим комфортом. Правда, когда и психологический комфорт, как бы, ну такой, под большим знаком вопроса, то ты невольно думаешь: а чего уж я сюда приехал? Если Россия заинтересована в том, чтобы сюда приезжали новые граждане, надо обратить внимание на все эти недочеты", – уверена Алина Белкинс.
Лента новостей
0