https://lv.sputniknews.ru/20241115/supermarkety-zazhimayut-brattsa-latysha-valaynis-predlagaet-obnarodovat-natsenki-na-produkty-29130169.html
Супермаркеты зажимают братца-латыша: Валайнис предлагает обнародовать наценки на продукты
Супермаркеты зажимают братца-латыша: Валайнис предлагает обнародовать наценки на продукты
Sputnik Латвия
Обнародование наценки на продукты, возможно, не входит в число первостепенных инициатив Минэкономики, но, если по-другому не получится снизить цены... 15.11.2024, Sputnik Латвия
2024-11-15T16:31+0200
2024-11-15T16:31+0200
2024-11-15T16:31+0200
новости экономики латвии
виктор валайнис
продукты питания
супермаркет
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/04/1c/21614337_0:297:3112:2048_1920x0_80_0_0_1af30b1c142b03cf1cd78821dd66e171.jpg
РИГА, 15 ноя — Sputnik. Минэкономики планирует ограничить наценки на продукты питания в супермаркетах и предложить наглядные инструменты ценообразования. Цель – добиться снижения цен до 20% в группе товаров первой необходимости. Подробнее об этом рассказал министр экономики Викторс Валайнис. - Предприниматели выражают обеспокоенность тем, что ограничение наценки на продукты питания может негативно повлиять на конкуренцию и рынок. Часто высказывается мнение, что у государства уже достаточно ресурсов, чтобы регулировать желание супермаркетов завышать цены – есть Совет по конкуренции, которому надо было бы шире посмотреть на свои полномочия, следить за тем, кто имеет доминирующее влияние на рынке, и принимать действия против него. Оправданы ли опасения и мнения предпринимателей? - Мы планируем изменить законы, чтобы мы могли более точно определять доминирование, а также выявлять, какие игроки на рынке имеют большое влияние. Это регулирование будет расширено. Также мы определим штрафы за несоблюдение правил – в 20 раз выше нынешних. Мы изменим правила, чтобы отношение к нашим производителям было равноценным. Было проведено два исследования, которые показали, что латвийские продукты продаются в супермаркетах с гораздо более высокой наценкой, чем товары иностранного производства. Применяется различная торговая практика – в зависимости от страны происхождения товаров. Это, на мой взгляд, неприемлемо, поскольку жители Латвии переплачивают за латвийские товары. Из всех предложений по изменениям нормативных актов Минэкономики только одно ограничивает надбавку в процентном отношении, и мы предлагаем это ограничение в краткосрочной перспективе. Все остальные будут представлять собой системные нормативные акты, которые помогут организовать отношения участников рынка, сделать их более справедливыми и сократить недобросовестную коммерческую практику. С этого мы начнем. Наша цель – добиться снижения цен на продукты питания. - Известны ли причины, по которым более высокая наценка введена именно на латвийскую продукцию? - Возможно, потому что латвийские производители представляют собой небольшие предприятия, и их легче "прижать к стенке". Если закон не защищает латвийских производителей, супермаркеты этим пользуются. Если супермаркету приходится вести дела с крупными брендами мирового уровня, видимо, у них недостаточно сил, и они вынуждены уступать условиям этих поставщиков товаров европейских и мировых брендов. Мы видим, что проходят различные патриотические акции – "Выбирай местный продукт!", "Зеленая ложка". Супермаркеты пользуются патриотизмом и устанавливают более высокие наценки на местные товары. - Значит, супермаркеты решили, что проще "раздеть" братца-латыша? - Об этом свидетельствуют исследования. Цены на продукты питания значительно выросли как за последние годы, так и в этом году. Покупательная способность населения за этими скачками не поспевает. На мой взгляд, это ненормально, и на это не обращали внимания. Этим вопросом мы начали заниматься и проводить углубленные исследования с первого дня моих министерских полномочий. Также мы провели структурные изменения в министерстве, чтобы подготовиться к этой работе. 15 ноября я пригласил к себе в министерство всех представителей супермаркетов, чтобы обсудить эти вопросы. - Есть идеи, почему этого не делалось раньше, когда министерство возглавляли другие министры? - Трудно сказать, этот вопрос надо было бы задать предыдущим министрам, но раньше этот вопрос действительно не поднимался. Я вижу, что эти вопросы решаются и в других странах. У меня есть список как минимум из десяти стран, в которых были приняты меры по урегулированию. Это не только Венгрия. Этим занималась Чехия, Испания и другие страны. Многие страны ЕС приняли решения ограничить цены на продукты для своих граждан. Для этого существуют различные инструменты. Хорошо иметь открытый рынок, но если этот открытый рынок приводит к таким выводам, к каким пришли мы, то это уже печально. Жители Латвии видят, что происходит, когда заходят в магазин. Мы можем поговорить с любым производителем продуктов питания в Латвии, и он, скорее всего, согласится с тем, что продукты в магазинах стоят чрезмерно дорого. Конечно, возможно, им не захочется говорить об этом публично, поскольку им приходится считаться с риском мести супермаркетов. Мы готовим механизм защиты, который защитит производителей от возможного возмездия в случаях, когда они сообщат о каких-либо нарушениях. Мы предусмотрели и такие решения. - Проекты поправок в законы готовит Минэкономики? - Да, Минэкономики, и сразу после праздников мы готовы объявить первый пакет поправок. К этому вопросу мы подошли отнюдь не только что. Мы к этому серьезно готовились. У меня есть четкий план мероприятий. В этом месяце мы представим в правительство первые поправки к законам и правилам, связанные со снижением цен, и продолжим эту работу до конца этого года и в начале следующего. - Вы подсчитали, какой может быть возможная реакция лобби супермаркетов – во время голосования в Сейме или раньше? - Время покажет. Мы уверены в том, что делаем. Я открыт к диалогу с супермаркетами. Если проблему цен можно решить по-другому, мы ее решим по-другому. Но я хочу увидеть результат. Подобным образом мы уже решили вопрос о налоге солидарности в банковском секторе, и я думаю, что найдено хорошее решение. В следующем году в бюджет поступит 90 миллионов евро, за три года – более 200 миллионов. Банки будут заинтересованы в финансировании экономики. - Будут ли супермаркеты вынуждены снижать цены, если активнее заработают "крестьянские ярмарки", альтернативные способы розничной торговли продуктами? - Этим мы займемся вместе с министром земледелия. У нас есть некоторые идеи, например, введение прозрачности, чтобы люди могли сравнивать наценки. Супермаркеты говорят, что у них наступили очень тяжелые времена, что они почти ничего не зарабатывают. Но тогда пусть будет открытость – пусть будет видно, какие наценки ставятся и на какие группы товаров! Давайте создадим инструмент, с помощью которого можно будет сравнивать, не продают ли супермаркеты товар в два или три раза, а то и еще дороже, а затем позволим жителям голосовать кошельком, хочет он переплачивать или нет. У этого мероприятия тоже будет результат – открытость влияет сильно. Мы собрали примеры из многих стран ЕС, где эти вопросы решаются – так или иначе. И именно так мы и будем работать. Обнародование наценки, возможно, не входит в число наших первостепенных инициатив, но и над этим мы будем работать. - Когда жители увидят снижение цен в супермаркетах? - Это зависит от того, насколько быстро законопроекты пройдут через Сейм. Но с тех пор, как я занял пост министра, я уже вижу результат – супермаркеты уже реагируют и начинают сами снижать цены.
https://lv.sputniknews.ru/20241112/shtraf-za-sgovor-dlya-torgovtsev-podnimut-v-20-raz-valaynis-boretsya-s-rostom-tsen-na-produkty-29108376.html
https://lv.sputniknews.ru/20241111/vysokie-tseny-ili-pustye-polki-chem-latviytsam-grozit-potolok-natsenok-na-produkty-pitaniya-29096155.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/04/1c/21614337_363:0:3094:2048_1920x0_80_0_0_499b1e648c0862d902d6f750a5fb1b00.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, виктор валайнис, продукты питания, супермаркет
новости экономики латвии, виктор валайнис, продукты питания, супермаркет
Супермаркеты зажимают братца-латыша: Валайнис предлагает обнародовать наценки на продукты
Обнародование наценки на продукты, возможно, не входит в число первостепенных инициатив Минэкономики, но, если по-другому не получится снизить цены, министерство пойдет и на этот шаг
РИГА, 15 ноя — Sputnik. Минэкономики планирует ограничить наценки на продукты питания в супермаркетах и предложить наглядные инструменты ценообразования. Цель – добиться снижения цен до 20% в группе товаров первой необходимости. Подробнее об этом рассказал министр экономики Викторс Валайнис.
- Предприниматели выражают обеспокоенность тем, что ограничение наценки на продукты питания может негативно повлиять на конкуренцию и рынок. Часто высказывается мнение, что у государства уже достаточно ресурсов, чтобы регулировать желание супермаркетов завышать цены – есть Совет по конкуренции, которому надо было бы шире посмотреть на свои полномочия, следить за тем, кто имеет доминирующее влияние на рынке, и принимать действия против него. Оправданы ли опасения и мнения предпринимателей?
- Мы планируем изменить законы, чтобы мы могли более точно определять доминирование, а также выявлять, какие игроки на рынке имеют большое влияние. Это регулирование будет расширено. Также мы определим штрафы за несоблюдение правил – в 20 раз выше нынешних.
Мы изменим правила, чтобы отношение к нашим производителям было равноценным. Было проведено два исследования, которые показали, что латвийские продукты продаются в супермаркетах с гораздо более высокой наценкой, чем товары иностранного производства. Применяется различная торговая практика – в зависимости от страны происхождения товаров. Это, на мой взгляд, неприемлемо, поскольку жители Латвии переплачивают за латвийские товары.
Из всех предложений по изменениям нормативных актов Минэкономики только одно ограничивает надбавку в процентном отношении, и мы предлагаем это ограничение в краткосрочной перспективе. Все остальные будут представлять собой системные нормативные акты, которые помогут организовать отношения участников рынка, сделать их более справедливыми и сократить недобросовестную коммерческую практику.
С этого мы начнем. Наша цель – добиться снижения цен на продукты питания.
- Известны ли причины, по которым более высокая наценка введена именно на латвийскую продукцию?
- Возможно, потому что латвийские производители представляют собой небольшие предприятия, и их легче "прижать к стенке". Если закон не защищает латвийских производителей, супермаркеты этим пользуются. Если супермаркету приходится вести дела с крупными брендами мирового уровня, видимо, у них недостаточно сил, и они вынуждены уступать условиям этих поставщиков товаров европейских и мировых брендов. Мы видим, что проходят различные патриотические акции – "Выбирай местный продукт!", "Зеленая ложка". Супермаркеты пользуются патриотизмом и устанавливают более высокие наценки на местные товары.
- Значит, супермаркеты решили, что проще "раздеть" братца-латыша?
- Об этом свидетельствуют исследования. Цены на продукты питания значительно выросли как за последние годы, так и в этом году. Покупательная способность населения за этими скачками не поспевает. На мой взгляд, это ненормально, и на это не обращали внимания. Этим вопросом мы начали заниматься и проводить углубленные исследования с первого дня моих министерских полномочий. Также мы провели структурные изменения в министерстве, чтобы подготовиться к этой работе. 15 ноября я пригласил к себе в министерство всех представителей супермаркетов, чтобы обсудить эти вопросы.
- Есть идеи, почему этого не делалось раньше, когда министерство возглавляли другие министры?
- Трудно сказать, этот вопрос надо было бы задать предыдущим министрам, но раньше этот вопрос действительно не поднимался. Я вижу, что эти вопросы решаются и в других странах. У меня есть список как минимум из десяти стран, в которых были приняты меры по урегулированию. Это не только Венгрия. Этим занималась Чехия, Испания и другие страны. Многие страны ЕС приняли решения ограничить цены на продукты для своих граждан.
Для этого существуют различные инструменты. Хорошо иметь открытый рынок, но если этот открытый рынок приводит к таким выводам, к каким пришли мы, то это уже печально. Жители Латвии видят, что происходит, когда заходят в магазин. Мы можем поговорить с любым производителем продуктов питания в Латвии, и он, скорее всего, согласится с тем, что продукты в магазинах стоят чрезмерно дорого.
Конечно, возможно, им не захочется говорить об этом публично, поскольку им приходится считаться с риском мести супермаркетов. Мы готовим механизм защиты, который защитит производителей от возможного возмездия в случаях, когда они сообщат о каких-либо нарушениях. Мы предусмотрели и такие решения.
- Проекты поправок в законы готовит Минэкономики?
- Да, Минэкономики, и сразу после праздников мы готовы объявить первый пакет поправок. К этому вопросу мы подошли отнюдь не только что. Мы к этому серьезно готовились. У меня есть четкий план мероприятий. В этом месяце мы представим в правительство первые поправки к законам и правилам, связанные со снижением цен, и продолжим эту работу до конца этого года и в начале следующего.
- Вы подсчитали, какой может быть возможная реакция лобби супермаркетов – во время голосования в Сейме или раньше?
- Время покажет. Мы уверены в том, что делаем. Я открыт к диалогу с супермаркетами. Если проблему цен можно решить по-другому, мы ее решим по-другому. Но я хочу увидеть результат.
Подобным образом мы уже решили вопрос о налоге солидарности в банковском секторе, и я думаю, что найдено хорошее решение. В следующем году в бюджет поступит 90 миллионов евро, за три года – более 200 миллионов. Банки будут заинтересованы в финансировании экономики.
- Будут ли супермаркеты вынуждены снижать цены, если активнее заработают "крестьянские ярмарки", альтернативные способы розничной торговли продуктами?
- Этим мы займемся вместе с министром земледелия. У нас есть некоторые идеи, например, введение прозрачности, чтобы люди могли сравнивать наценки. Супермаркеты говорят, что у них наступили очень тяжелые времена, что они почти ничего не зарабатывают. Но тогда пусть будет открытость – пусть будет видно, какие наценки ставятся и на какие группы товаров! Давайте создадим инструмент, с помощью которого можно будет сравнивать, не продают ли супермаркеты товар в два или три раза, а то и еще дороже, а затем позволим жителям голосовать кошельком, хочет он переплачивать или нет. У этого мероприятия тоже будет результат – открытость влияет сильно.
Мы собрали примеры из многих стран ЕС, где эти вопросы решаются – так или иначе. И именно так мы и будем работать. Обнародование наценки, возможно, не входит в число наших первостепенных инициатив, но и над этим мы будем работать.
- Когда жители увидят снижение цен в супермаркетах?
- Это зависит от того, насколько быстро законопроекты пройдут через Сейм. Но с тех пор, как я занял пост министра, я уже вижу результат – супермаркеты уже реагируют и начинают сами снижать цены.