https://lv.sputniknews.ru/20241004/seym-odobril-snyatie-zapreta-s-reklamy-kreditov---na-blago-regionov-28848377.html
Сейм одобрил снятие запрета с рекламы кредитов - на благо регионов
Сейм одобрил снятие запрета с рекламы кредитов - на благо регионов
Sputnik Латвия
Некоторые депутаты опасаются, что поправки будут способствовать рекламе быстрых кредитов и стимулировать бездумное заимствование 04.10.2024, Sputnik Латвия
2024-10-04T20:07+0300
2024-10-04T20:07+0300
2024-10-04T20:07+0300
новости экономики латвии
кредиты
сейм
реклама
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/07/0a/28277091_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_d8f78cad8ee5cde7a5cd293ab7cf6846.png
РИГА, 4 окт — Sputnik. Сейм 3 октября поддержал в первом чтении поправки к закону о защите прав потребителей, которые предусматривают отмену запрета на рекламу потребительского кредитования. Поправки к закону разработало министерство экономики, правительство его поддержало, а окончательное решение примет Сейм. Как рассказали в Минэкономики, планируется ввести новые нормы в отношении рекламы и ее содержания, чтобы уменьшить количество случаев, когда кредит выдается потребителям с введением в заблуждение. Реклама кредитных договоров должна будет включать предупреждение о том, что заимствование денег стоит денег: "Предупреждаем! Заимствование стоит денег!" Законопроект предусматривает, что в рекламе услуг кредитования потребителей запрещено пропагандировать безответственное заимствование. Также запрещено в рекламных объявлениях указывать информацию о возможности получения кредита для лиц с отрицательной кредитной историей. Если в объявлении указывается процентная ставка или иная информация о стоимости кредита, законопроектом оговариваются условия, которые необходимо включить в рекламу на наглядном примере. Требования ЕС и латвийская инициатива Как говорится в аннотации к законопроекту, поправки к закону о защите прав потребителей разработаны для того, чтобы применять в Латвии директиву ЕС о содействии "зеленому переходу", обеспечив лучшую защиту от недобросовестной практики. Акт о "зеленом переходе" предусматривает, что торговцы обязаны предоставлять четкую, важную и достоверную информацию о товарах, также вводятся специальные правила для предотвращения недобросовестной коммерческой практики, которая вводит в заблуждение и мешает делать выбор в пользу устойчивого потребления. В качестве примера упоминается "зеленый камуфляж", то есть вводящие в заблуждение заявления об экологичности товаров, а также таких аспектах, как долговечность, ремонтопригодность или возможность вторичной переработки. Оппозиция увидела лобби быстрых кредитов Оппозиционный депутат Андрис Кулбергс ("Объединенный список") заявил коллегам, что в описании законопроекта упоминается "акт о зеленом переходе", при этом сам законопроект предусматривает смягчение ограничений на рекламу кредитов. С другой стороны, Янис Витенбергс (Национальное объединение) заявил, что законопроект продвигают "лоббисты быстрых кредитов, их фанаты и другие". "Законопроектом планируется ввести "акт о зеленом переходе". И что такое "акт о зеленом переходе"? Это поправки, призванные отменить ограничения на рекламу быстрых кредитов, которые Сейм принял и ввел в 2018 году", — заключил Витенбергс. "Вы выбрали странную формулировку — разрешать ответственную рекламу, а безответственную не допускать. И кто же будет оценивать, является ли призыв взять кредит на празднование дня рождения или новый автомобиль ответственным или безответственным? Это ненормально, это даже объяснить невозможно", — возмущался Витенбергс. Оппозиционный депутат Эдгарс Таварс ("Объединенный список") также видит в поправках к закону лобби быстрых кредитов. Он приветствовал цели "акта о зеленом переходе" — доступность устойчивых товаров, осведомленность потребителей и их защита от недобросовестной коммерческой практики. "Это хорошая цель, чтобы мы через рекламу не "втюхивали" людям брак и некачественный продукт, но Минэкономики своими поправками само вводит людей в заблуждение, потому что в законе спрятано возвращение к рекламе быстрых кредитов. Мы не можем поддержать такой обманный законопроект", — заявил депутат. Банки неохотно действуют в регионах Как заявил депутатам парламентский секретарь Минэкономики Юргис Миезайнис, поправки к закону разработаны потому, что существующие нормы никого не устраивают – ни надзорные органы, ни предпринимателей, ни людей. Задача состоит в том, чтобы способствовать доступу к финансам в регионах. "Из разговоров с небанковскими кредиторами, которые выдают в числе прочего и ипотечные кредиты, мы услышали, что их процентные ставки примерно на два процентных пункта выше банковских. А банки в свою очередь не будут кредитовать в регионах, потому что не хотят брать на себя риск. Если мы создадим достаточный противовес — небанковских кредиторов, рынок будет работать, саморегулироваться", —пояснил Миезайнис. Руководитель фракции "Прогрессивных" Андрис Шуваев сказал, что его партия в этом вопросе мыслит аналогично с Нацобъединением. Он видит в законопроекте требования "акта о зеленом переходе" и отдельно -— вопрос потребительских кредитов и их рекламы. "Прогрессивные" во втором чтении предложат исключить поправки о смягчении запрета на рекламу потребительских кредитов. Депутат Скайдрите Абрама ("Прогрессивные") заявила, что на самом деле реклама кредитов и не была ограничена в нужной степени, так как фирмы быстрых кредитов по-прежнему спонсируют спортивные мероприятия, благотворительные кампании и т. д. "Почему в Центре защиты прав потребителей (PTAC) так мало дел о подобных нарушениях? Потому что крупные рекламодатели небанковских кредитов действуют настолько изощренно, что невозможно даже доказать, что это уже не реклама бренда", — сказала Абрама. Янис Патмалниекс (СП) из Нацобъединения сказал, что в контексте законопроекта необходимо дальше говорить о рекламе потребительского кредитования, которая позволяла бы потребителям получать информацию о том, что есть кредиты, которые относительно дешевле, чем, например, предлагают банки или компании быстрого кредитования, и что потребители могут покупать товары по разумной цене. Что касается быстрых кредитов, то Патмалниекс сказал, что эту часть законопроекта комиссия будет дорабатывать во втором чтении и пересмотрит предложение Минэкономики. "Мне кажется, что можно будет найти такой компромисс, чтобы информация о кредитовании была доступна потребителям, но, возможно, в более ограниченном объеме именно о дистанционных быстрых кредитах", — сказал депутат.
https://lv.sputniknews.ru/20240523/opasnyy-simptom-o-chem-svidetelstvuet-rost-bystrykh-kreditov-27958883.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/07/0a/28277091_409:0:1849:1080_1920x0_80_0_0_25baa6cf49ef0cd9202bbda86f868835.pngSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, кредиты, сейм, реклама
новости экономики латвии, кредиты, сейм, реклама
Сейм одобрил снятие запрета с рекламы кредитов - на благо регионов
Некоторые депутаты опасаются, что поправки будут способствовать рекламе быстрых кредитов и стимулировать бездумное заимствование
РИГА, 4 окт — Sputnik. Сейм 3 октября поддержал в первом чтении поправки к закону о защите прав потребителей, которые предусматривают отмену запрета на рекламу потребительского кредитования.
Поправки к закону разработало министерство экономики, правительство его поддержало, а окончательное решение примет Сейм.
Как рассказали в Минэкономики, планируется ввести новые нормы в отношении рекламы и ее содержания, чтобы уменьшить количество случаев, когда кредит выдается потребителям с введением в заблуждение. Реклама кредитных договоров должна будет включать предупреждение о том, что заимствование денег стоит денег: "Предупреждаем! Заимствование стоит денег!"
Законопроект предусматривает, что в рекламе услуг кредитования потребителей запрещено пропагандировать безответственное заимствование. Также запрещено в рекламных объявлениях указывать информацию о возможности получения кредита для лиц с отрицательной кредитной историей.
Если в объявлении указывается процентная ставка или иная информация о стоимости кредита, законопроектом оговариваются условия, которые необходимо включить в рекламу на наглядном примере.
Требования ЕС и латвийская инициатива
Как говорится в аннотации к законопроекту, поправки к закону о защите прав потребителей разработаны для того, чтобы применять в Латвии директиву ЕС о содействии "зеленому переходу", обеспечив лучшую защиту от недобросовестной практики. Акт о "зеленом переходе" предусматривает, что торговцы обязаны предоставлять четкую, важную и достоверную информацию о товарах, также вводятся специальные правила для предотвращения недобросовестной коммерческой практики, которая вводит в заблуждение и мешает делать выбор в пользу устойчивого потребления.
В качестве примера упоминается "зеленый камуфляж", то есть вводящие в заблуждение заявления об экологичности товаров, а также таких аспектах, как долговечность, ремонтопригодность или возможность вторичной переработки.
Оппозиция увидела лобби быстрых кредитов
Оппозиционный депутат Андрис Кулбергс ("Объединенный список") заявил коллегам, что в описании законопроекта упоминается "акт о зеленом переходе", при этом сам законопроект предусматривает смягчение ограничений на рекламу кредитов.
С другой стороны, Янис Витенбергс (Национальное объединение) заявил, что законопроект продвигают "лоббисты быстрых кредитов, их фанаты и другие". "Законопроектом планируется ввести "акт о зеленом переходе". И что такое "акт о зеленом переходе"? Это поправки, призванные отменить ограничения на рекламу быстрых кредитов, которые Сейм принял и ввел в 2018 году", — заключил Витенбергс.
"Вы выбрали странную формулировку — разрешать ответственную рекламу, а безответственную не допускать. И кто же будет оценивать, является ли призыв взять кредит на празднование дня рождения или новый автомобиль ответственным или безответственным? Это ненормально, это даже объяснить невозможно", — возмущался Витенбергс.
Оппозиционный депутат Эдгарс Таварс ("Объединенный список") также видит в поправках к закону лобби быстрых кредитов. Он приветствовал цели "акта о зеленом переходе" — доступность устойчивых товаров, осведомленность потребителей и их защита от недобросовестной коммерческой практики. "Это хорошая цель, чтобы мы через рекламу не "втюхивали" людям брак и некачественный продукт, но Минэкономики своими поправками само вводит людей в заблуждение, потому что в законе спрятано возвращение к рекламе быстрых кредитов. Мы не можем поддержать такой обманный законопроект", — заявил депутат.
Банки неохотно действуют в регионах
Как заявил депутатам парламентский секретарь Минэкономики Юргис Миезайнис, поправки к закону разработаны потому, что существующие нормы никого не устраивают – ни надзорные органы, ни предпринимателей, ни людей.
Задача состоит в том, чтобы способствовать доступу к финансам в регионах. "Из разговоров с небанковскими кредиторами, которые выдают в числе прочего и ипотечные кредиты, мы услышали, что их процентные ставки примерно на два процентных пункта выше банковских. А банки в свою очередь не будут кредитовать в регионах, потому что не хотят брать на себя риск. Если мы создадим достаточный противовес — небанковских кредиторов, рынок будет работать, саморегулироваться", —пояснил Миезайнис.
Руководитель фракции "Прогрессивных" Андрис Шуваев сказал, что его партия в этом вопросе мыслит аналогично с Нацобъединением. Он видит в законопроекте требования "акта о зеленом переходе" и отдельно -— вопрос потребительских кредитов и их рекламы. "Прогрессивные" во втором чтении предложат исключить поправки о смягчении запрета на рекламу потребительских кредитов.
Депутат Скайдрите Абрама ("Прогрессивные") заявила, что на самом деле реклама кредитов и не была ограничена в нужной степени, так как фирмы быстрых кредитов по-прежнему спонсируют спортивные мероприятия, благотворительные кампании и т. д. "Почему в Центре защиты прав потребителей (PTAC) так мало дел о подобных нарушениях? Потому что крупные рекламодатели небанковских кредитов действуют настолько изощренно, что невозможно даже доказать, что это уже не реклама бренда", — сказала Абрама.
Янис Патмалниекс (СП) из Нацобъединения сказал, что в контексте законопроекта необходимо дальше говорить о рекламе потребительского кредитования, которая позволяла бы потребителям получать информацию о том, что есть кредиты, которые относительно дешевле, чем, например, предлагают банки или компании быстрого кредитования, и что потребители могут покупать товары по разумной цене.
Что касается быстрых кредитов, то Патмалниекс сказал, что эту часть законопроекта комиссия будет дорабатывать во втором чтении и пересмотрит предложение Минэкономики.
"Мне кажется, что можно будет найти такой компромисс, чтобы информация о кредитовании была доступна потребителям, но, возможно, в более ограниченном объеме именно о дистанционных быстрых кредитах", — сказал депутат.