Уехать из Латвии, чтобы не сесть в тюрьму

© SputnikМаксим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию
Максим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию - Sputnik Латвия, 1920, 06.09.2024
Подписаться
Почему в декабре 2023 года в Россию переехала, или правильнее будет сказать – сбежала, семья даугавпилсских художников Кульгаевых? Ответ в нашем материале
РИГА, 6 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. На момент переезда в Россию у семьи Кульгаевых было очень много планов в Латвии – выставки, преподавательская деятельность, производство и продажа сувенирной продукции ручной работы и экомебели. Их знали в буквальном смысле во всей Латгалии, приглашали участвовать в различных проектах, но уверенность в завтрашнем дне разрушили латвийские спецслужбы.
Глава семейства – художник и дизайнер Максим Кульгаев честно рассказал, к чему они пришли в Латвии, почему тайком распродали все свое имущество и практически бежали в Россию, как устраивались и какие планы строят на дальнейшую жизнь.

Работали до последнего, никто об отъезде не знал

"Латвия теряет людей, уезжают очень многие. А это все налогоплательщики, это все трудовые ресурсы, это люди, которые рожают детей и так далее. И рано или поздно некому будет платить налоги, которые идут на зарплаты чиновникам, выплаты пенсий. Но сейчас сложилась такая ситуация, что приходится уезжать. Кто-то выбирает Запад, кто-то Восток – кому что ближе. Мы люди русские, поэтому поехали в Россию. Хотя до последнего были в Латвии, до последнего работали, до последнего у нас были большие планы. Но, к сожалению, нам не оставили выбора", – рассказывает Максим.
Первый звоночек прозвенел, когда в Службу госбезопасности вызвали дочь Максима – Анастасию. Было это в 2023 году, ей тогда только-только исполнился 21 год. Настя была активисткой общественной организации "Волонтеры Победы" – ребята помогали ветеранам Великой Отечественной войны, организовывали праздничные мероприятия на 9 мая, ухаживали за захоронениями. Также они сняли о ветеранах фильм, который получил признание в России. Но приехать за наградой в Россию Настя с командой не смогла – помешал ковид.
С началом событий на Украине "Волонтерам Победы", по понятным причинам, пришлось самораспуститься, однако спецслужбам этого показалось мало, и они начали вызывать активистов на допросы.
"После этого стало понятно, что ничем хорошим все это не закончится. Надо было определяться: оставаться или уезжать. Сейчас для русских людей ситуация такая: ты или уезжаешь и оставляешь себе возможность быть русским, говорить на русском языке, праздновать 9 мая, оставляешь себе традиционные ценности, а не те, которые тебе с Запада приносят и насильно пихают, или очень тихо сидишь, что сейчас делает, конечно, большинство русских. Да и не только русских, а людей, которые просто не хотят жить по-новому. Есть и третий вариант – ассимилироваться окончательно. Таких тоже достаточно много. Людей с русскими фамилиями, которые выступают, вообще непонятно за что. Мы выбрали вариант – уехать", – поясняет собеседник.
Хотя во многом семье Кульгаевых выгоднее было остаться. Вместе с супругой они организовали в Даугавпилсе Общество латгальского дизайна. В прошлом году клуб как раз отметил 10-летие. Еще они творчески работали с молодежью, в том числе с людьми с инвалидностью, подавали заявки на гранты, чтобы привлекать молодежь, а Европа давала финансирование им на стипендии. Занимались созданием и производством авторской сувенирной продукции, которая распространялась в семейной сети сувенирных лавок, городскими оформлениями. Работали со студентами Даугавпилсской школы дизайна и искусства "Саулес", в Даугавпилсском университете. Муниципалитеты Даугавпилса, Ливан, Краславы, Екабпилса нанимали Максима, как специалиста по дизайну, 3D-дизайну, интерьеру, архитектуре.
"Я делал проекты, проработал интерьеры двух библиотек, проекты нескольких крупных фасадов. Последние работы – туристический информационный центр Краславы, делал совместно с рижским архитектором. Там же – Центр ремесел и гостиница для школы интерната. У меня было несколько строительных бригад, мы делали интерьеры под ключ. И уже не только делал проекты, но у меня было и производство своей мебели. Мы открыли свое производство. Я сам разработал дизайн мебели. Была идея выпускать экологичную мебель со всеми сертификатами европейскими. И мы к этому пришли", – перечисляет собеседник проекты, в которых принимала участие его семья.
Выпускать мебель Максим планировал не только по индивидуальным заказам, но и в массовом сегменте. Побывал в нескольких детских садах, обсудил все с директорами, воспитателями, нянечками, все для себя отметил, начал делать замеры.
"Хотел в первую очередь разрабатывать экологичную мебель для детских садов, потому что это важно для здоровья. Вся мебель в детских учреждениях токсичная, да и некрасивая, а вкус детям нужно прививать с детства. Детские сады и школы должны быть красивыми, мебель в них – удобная, функциональная, эргономичная. Но в Латвии такая же ситуация, как и в России: конкурсные закупки делаются по цене, а не по качеству. Это большая проблема, которую хотелось решить там, а теперь уже здесь", – продолжает Максим.
В итоге планы производить экологичную мебель для детских учреждений в Латвии рухнули – пришлось уезжать. А все потому, что уже и Максиму начали звонить знающие люди и рассказывать, что его персоной также заинтересовались сотрудники СГБ. И хотя никакой активной политической деятельности он не вел, отношение к русским партиям все-таки имел, помогал, чем мог. Среди прочего у него была рекламная газета, которую разносили бесплатно по почтовым ящикам всего Даугавпилса, и перед выборами в ней Кульгаев печатал политическую рекламу тех, кому симпатизировал.
© SputnikЖурналист Алексей Стефанов и Максим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию
Журналист Алексей Стефанов и Максим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию  - Sputnik Латвия, 1920, 06.09.2024
Журналист Алексей Стефанов и Максим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию
Выходил и на митинги, но в частном порядке, стоял в стороне, не выступал. Однако спецслужбы Латвии пересчитали всех, кто делал хоть что-то, и по очереди начали браться за каждого. А тут еще дочь вела активную общественную жизнь. Образ семьи у спецслужб сложился соответствующий.
"Я понял, что уже все – вариантов нет. Надо как можно быстрее убегать. Или будут серьезные проблемы", – поясняет Максим.

Наше бегство можно назвать временным отступлением

Кульгаевы, не афишируя, оформили статус переселенцев, продали дом, мастерские, собрали вещи и в декабре прошлого года покинули Латвию. Сам Максим, несмотря на массу проектов, известность, знакомства и перспективы, принял решение спокойно. Говорит, привык браться за что-то новое. Этим новым стал переезд. Хотя он и называет переезд "временным отступлением".
Супруга Юлия тоже смирилась с участью. Послушала мужа. Сложнее всех покинуть Латвию оказалось дочери. Настя, окончившая художественный колледж на отделении мультимедиа, только-только решила оставить профессию и уйти в актрисы, завязала контакты с Даугавпилсским театром. А тут переезд… Да и помимо работы у Юлии с Анастасией были творческие мероприятия, особенно в Динабургской крепости, общественная жизнь забирала все свободное время. Но была в радость. И все это осталось в прошлом.
"Москва – это, конечно, город энергий. И это чувствуется. Когда ты просто идешь по городу, ты чувствуешь, какая это большая сила. Москва – это имперский город. И как-то сразу тоже ты подтягиваешься. Понимаешь – надо двигаться, надо куда-то дальше идти, что-то делать, что-то думать. Сейчас перед нашей встречей [интервью] прошелся, смотрю, такой интересный творческий квартал здесь. Думаю, о, здесь тоже можно что-то организовать. Может быть, в следующий раз прийти к ним с какими-то идеями. Здесь море площадок, где можно что-то и творческое делать, и коммерческое, и какое угодно. Поэтому будем работать дальше", – восторженно говорит Максим.
Поскольку Кульгаевы переезжали по программе переселения, они должны были пустить корни на Псковщине. Для этого купили в глухой деревне в 200 км от Пскова дом, там прописались. Причем, Максим до сих пор в шоке от того, как Россия в хорошем смысле далеко ушла от Европы. Дом он покупал в движении, сидя в машине, дистанционно и ночью. Вызвонил риэлтора, та подготовила сделку и к обеду дом уже был в собственности семьи Кульгаевых.
"И вообще – здесь [в России] можно жить ночью: купить все от продуктов до стройматериалов или автомашины, подстричься, да все что угодно сделать. В голове не укладывается после Латвии", – восхищается собеседник.
В Пскове Максим прожил около четырех месяцев, но окончательно пустить корни Кульгаевы все-таки решили в Москве, где купили землю и начали строить дом с мастерскими. Максим говорит, что больше из-за дочери – она твердо решила поступить в театральное училище. Да и проекты проще продвигать в столице.

Если есть поддержка в семье, начинать с нуля не страшно

Кульгаевы пока не работают. Строительство съедает все свободное время.
"Это такая очень глобальная задача. Если ты не покупаешь готовый дом, а строишь его сам, то ты и снабженец, а я в данном случае еще и проектировщик, и прораб, и строитель – многое приходится делать самому. И если в Латвии я знал, как делают отделочные работы, по мебели все понимал и по многому другому, то здесь пришлось углубляться. Все изучать и по кровельным работам, и по сантехнике, и по отоплению, и так далее. Это будет большой дом художника. Мы будем в нем жить и работать. У меня будет большая мастерская – около 200 метров, у жены – около 90 метров, а у дочери кабинет метров 25. Плюс помимо стройки я еще подбираю оборудование для будущей работы в свою мастерскую", – делится планами Максим.
Кульгаев настроен возобновить выпуск сувенирной продукции и снова выпускать мебель. Он уже успел пообщаться с депутатом Московской думы и тоже услышал, что продвигать экомебель будет очень сложно, но руки не опустил. А вдруг получится?!
© SputnikМаксим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию
Максим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию - Sputnik Латвия, 1920, 06.09.2024
Максим Кульгаев - художник и дизайнер, бежавший из Латвии в Россию
Как говорит Максим, достраивать дом, оборудовать мастерские вскоре будет не на что – финансы, вывезенные из Латвии заканчиваются, и поэтому нужно устраиваться на работу, зарабатывать деньги уже в России и вкладывать их в будущее семьи.
"Надеюсь, что до конца года мы уже начнем что-то делать. И новоселье справим. Отделку дома мы начали именно с мастерских, потому что Москва – это квадратные метры, которые тут очень дорого стоят. Поэтому лучше начать со своего, а уже дальше, если или, когда станет получше с заказами, двигаться дальше и, может, что-то еще брать в аренду", – поясняет собеседник.
Главное, все документы у Кульгаевых в порядке, статус в России узаконен. И можно просто жить, работать и радоваться тому, что удалось без большого ущерба вырваться из страны, которая на данном этапе истории перестала ценить своих жителей и делает все для того, чтобы избавляться от них. А то, что жизнь приходится начинать с нуля, не страшно, когда есть поддержка в семье.
Лента новостей
0