Почему гражданин Эстонии решил воевать за Россию

© Фото из личного архива Эдуарда Маанди Сбежавший в Россию гражданин Эстонии и Финляндии Эдуард Маанди
Сбежавший в Россию гражданин Эстонии и Финляндии Эдуард Маанди - Sputnik Латвия, 1920, 28.08.2024
Подписаться
В Россию сбежал гражданин Эстонии и Финляндии Эдуард Маанди, чтобы записаться добровольцем на СВО
РИГА, 28 авг — Sputnik, Алексей Стефанов. Эдуарду Маанди 51 год, по папе – он эстонец, по маме – русский. В последние годы жил и работал в Финляндии. Получил там второе гражданство и мог бы спокойно дожить до пенсии. Но любовь к России пересилила – с 2015 года Эдуард во всех своих соцсетях не скрывал отношение к ситуации в мире, к России и Украине. А после начала СВО понял, что должен поехать освобождать Донбасс, но в тот момент ожидал плановую операцию в Финляндии и задержался.
Когда же месяц назад приехал в Россию и записался добровольцем, не прошел медкомиссию – последствия той самой операции.
Валерий Зорин: Мы вынужденные переселенцы! - Sputnik Латвия, 1920, 26.07.2024
Видео
Валерий Зорин: "Мы вынужденные переселенцы!"
Теперь выживает в России, получив временное убежище. И нуждается в помощи. Просит помочь не деньгами, хотя и это помогло бы выжить, а работой – со статусом временного беженца его никто не берет. Нужно это, чтобы дожить до постоянного статуса, а там и до гражданства России рукой подать.

Из русофобской Эстонии уехал в Финляндию

"Что происходит в Эстонии, вы, наверное, все знаете. Как бы свобода слова, права человека, которых нет… Отношение к России такое, что хуже некуда. И вся эта беда началась еще в 2008 году, когда Саакашвили устроил провокацию и Пятидневную войну. После этого в Эстонии к России стали относиться очень, скажем мягко, некрасиво. Начались всевозможные попытки прекратить сотрудничество с Россией, начали потихоньку закручиваться гайки у бизнеса, транзит практически прекратили. И вот это вот хамское отношение властей Эстонии по отношению к России накладывало свой отпечаток", – рассказывает Эдуард Маанди.
Мириться с этим он не хотел, нашел работу в Финляндии, где русофобии вроде как не было, и уехал жить и работать в соседнюю страну. Но уже в конце 2021 года оголтелая русофобия догнала Эдуарда и там – "СМИ Финляндии начали вести жуткую антироссийскую кампанию, и за два-три месяца нормальные финны, которые относились к России вполне адекватно, превратились в реальных нацистов".

"То есть 70–80% населения просто перевернулись, изменили свое мнение. И жить с этим было очень тяжело. Пришлось прекратить смотреть и читать все финские СМИ. То, что они транслировали даже до СВО, было просто отвратительно. Я пытался через LinkedIn и Facebook* доносить какую-то часть правдивой информации, всегда отвечал адекватно, если попадалась какая-то статья, что нет — это не так или не совсем так, на самом деле есть факты. Свои комментарии всегда подкреплял ссылками на другой источник. То есть выражал не только личное мнение, но и подтверждал конкретными ссылками на факты. Но меня начали везде блокировать", – поясняет собеседник.

Сразу хотел поехать добровольцем на СВО

Когда началась СВО, если бы не проблемы со здоровьем, Эдуард, как говорит, сразу бы уехал в Россию и подался на фронт. Но у него из-за лишнего веса был износ бедер, полтора года Эдуард ждал плановую операцию по замене бедер на титановые протезы, и поэтому выехать из Финляндии он не мог. Год назад Эдуарду сделали операцию, учился заново ходить и, как только встал на ноги, появились силы, осуществил мечту – все бросил в Финляндии и Эстонии и поехал в Россию записываться добровольцем на фронт.
"Одна из причин, почему я так решил, – у меня дед воевал, много рассказывал. Начал он в 1939-м в Финскую, был артиллеристом, закончил войну в 80 км к западу от Берлина майором артиллерии, командовал артиллерийским полком. До конца жизни у него оставалось 13 кусков шрапнели, которые просто нельзя было вырезать. И отец у меня был военным, хоть он эстонец по национальности, но был настоящим русским и советским офицером. С 1980 по 1985 год он был военным комиссаром города Тарту", – поясняет Эдуард.
На долю отца выпала Афганская война, и именно он посылал эстонских парней в Афганистан. На него очень многие тогда имели огромный зуб, говорит собеседник. На почве стресса отец заболел онкологией и в 1985 году умер. "Но интересный факт: если сейчас спросить тех ребят, которые побывали в Афгане, что они думают об этом, они вспоминают это время как один из лучших периодов своей жизни, – говорит Эдуард. – И братство осталось, и друзья остались".
А про свое решение говорит, что не мог больше смотреть на то, как украинские войска издеваются над жителями Белгородчины. Приехал в Россию, а тут еще и на Курской земле начались боевые действия.
Валерий Окатьев: Из Латвии выгоняют людей высшей категории - Sputnik Латвия, 1920, 19.07.2024
Видео
Валерий Окатьев: "Из Латвии выгоняют людей высшей категории"
"Приехав в Москву, я пошел в Единый пункт отбора на контрактную службу Армии России на Яблочкова, оттуда меня отправили на медкомиссию, но она меня зарубила... Одна из причин и, наверное, главная, это все-таки титановые бедра. С другой стороны, я так понял, что сейчас хотят набирать больше здоровых парней, желательно с военным опытом, то есть с опытом участия в каких-то военных конфликтах и в хорошей физической форме. Но причину мне не сказали, просто ответили, мол, Эдуард иди домой", – вздыхает собеседник.

С жильем помог случайный знакомый из соцсетей

А поскольку в Россию он приехал по электронной визе, которая дается на 16 суток, то нужно было что-то решать, "потому что домой я точно не хотел ехать, в Финляндии, тем более в Эстонии делать нечего". И Эдуард стал узнавать, как можно остаться – легализовать свое положение в России. Он связался с соотечественниками из Эстонии, которые бежали в Россию или были выдворены, и они объяснили, что нужно делать.
"Сейчас я подал документы на временное убежище. Это самый быстрый и простой способ оформления документов и получения права на то, чтобы остаться в России. Мне выдали справку, я имею право пребывать в России на законных основаниях до принятия решения о временном убежище. Это три месяца. К сожалению, эта справка не дает возможности работать, хотя я оформил и СНИЛС, и ИНН. Сейчас делаем временную регистрацию в квартире, где живу. Из Москвы я переехал в Питер, благодаря Кости Хейсканену (финский журналист, сбежавший в Россию – ред.) мне организовали жилье, дали ключи от пустой квартиры и позволили в ней бесплатно жить", – продолжает Эдуард.
До этого он переезжал из одного хостела в другой, но однажды случайно встретил в очередной ночлежке своего приятеля Кости Хейсканена. Узнал его. Представился, познакомился уже лично, и тот помог Эдуарду с жильем. Но привезенные с собой деньги Эдуард уже проел, машину, на которой приехал, поставил на прикол – не на что заправляться, а устроиться на работу нигде не может.

"Я уже месяц нахожусь в России и скажу честно – нелегко. У меня MBA образование, то есть это управление. В основном я занимался маркетингом, продажами, развитием новых рынков. Для испанской фирмы алюминиевых профилей в Финляндии я с нуля построил их сеть покупателей, развил их бизнес. Это то, что я умею делать. Плюс занимался ранее разработкой новых линий продукции. Тоже связано с маркетингом, с продажами. В Эстонии последнее место, где я работал, это крупное предприятие паркетное в Маарду, там я был директором по маркетингу и продажам, именно на паркетном направлении", – рассказывает, где бы мог пригодиться в России, Эдуард.

Он уточняет, что свободно владеет русским, эстонским, английским и финским, что могло бы пригодиться потенциальному работодателю.

Долгая дорога домой – в Россию

Эдуард вспоминает, какими сложными путями пришлось добираться из Финляндии до России. Вначале на машине он поехал на латвийскую границу – кто-то сказал, что так будет быстрее, чем через Эстонию. Но там очередь на выезд занимала пять-шесть дней. Тогда он вернулся в Эстонию, и оказалось, что на КПП в Лухамаа ждать столько же. Тогда он взял квиток – записался на пересечение границы, вначале жил в машине, а потом через все ту же соцсеть кинул клич и нашел эстонца с хутором неподалеку, который согласился Эдуарда приютить.
"В общей сложности на границе я провел шесть дней, семь ночей. Когда меня пригласили по квиточку на границу, это было в 20:20, уже 20:45 я выехал с эстонской территории. Обрадовался, но шлагбаум подняли, а на нейтральной территории меня остановили, и я простоял на границе перед светофором, который должен был пропускать в сторону России на таможенный контроль, еще одну ночь – до 7:20 утра. Все очень долго. И это на эстонской границе еще более-менее что-то организовано – там и помыться можно, и покушать, а на латвийской нет вообще ничего. В Терехово там стоит просто очередь до самого пункта переезда, и все", – вспоминает свой отъезд из "Райского сада" собеседник.

Все документы лучше оформлять дома

"Сейчас три месяца я жду решение по своему статусу, думаю, что оно будет положительным, и я получу временное убежище. Что оно дает? Временное убежище выдается на срок один год и дает право жить и работать в России. То есть как бы больше ничего не нужно, кроме этого решения. Его можно продлить через год. Это тоже, говорят, не проблема. Потому что ситуация в наших странах не изменится. Но вот эти три месяца кровь из носу нужно как-то вытерпеть и справиться", – говорит Эдуард.
Аркадий Глухих: Из Латвии выгнали обманом, продать квартиру и машину не дали… - Sputnik Латвия, 1920, 12.07.2024
Видео
Аркадий Глухих: "Из Латвии выгнали обманом, продать квартиру и машину не дали…"
Пока решения нет – на работу его не берут, а денег на жизнь не осталось. Эдуард будет рад любой помощи, но больше всего хочет работать и сам зарабатывать себе на жизнь.

"Путин издал указ: приглашает людей, которые по политическим или моральным убеждениям не могут больше проживать в своих западных странах и хотят переехать в Россию. Все классно. Только структуры нет. Куда приезжать? Помощи никакой нет. И не будет. Объяснить почему? Потому что люди, которые сейчас едут из Курска и Белгорода, они реально в бедственном положении. Передо мной семья была в миграционном отделе – они в пижамах, в трусах сбежали. Отец, мать и двое детей. Сели в машину, смылись. Успели из-под бомбежки выехать. Им что делать? Они до Москвы добрались, их разместили в пункте временного размещения. А что дальше делать, они не знают. Где документы оформлять – не знают. И после них зашел я – веселый, радостный..." – описывает ситуацию Эдуард, обосновывая, почему этим людям, гражданам России, помощь сейчас гораздо важнее.

После проблем этих людей мои проблемы кажутся никакими, продолжает собеседник. И тем не менее продержаться эти три месяца до получения постоянного статуса как-то надо, да и, устроившись на работу, первую зарплату выплатят тоже не сразу – только через месяц. Значит, и эту проблему надо как-то решать. Единственное, что советует Эдуард другим переселенцам, – оформлять все документы на переезд дома, в своей стране. Иначе можно попасть в ситуацию, в которой оказался он сам.
"То, что вышел указ и Путин принял такое решение, — это класс, но реально, когда будет разработана вся эта структура и когда начнет это работать, никто не знает. Так что, если кто-то хочет получить российское гражданство, у них есть российские корни, оформляйте документы у себя. Езжайте в консульство и говорите, что хотите получить российское гражданство как репатрианты. Если соберете все документы, вам в течение трех недель должна прийти так называемая зеленая книжка. По ней можно въезжать в Россию и получать вид на жительство, оформлять российское гражданство", – советует Эдуард Маанди.
Но предупреждает, что все равно нужно запастись терпением и деньгами – придется на что-то и где-то жить, проходить бюрократические препоны. Дешево и совсем уж просто не будет, но зато потом все будет хорошо, говорит он. Для себя он принял решение – назад ни в коем случае не возвращаться, он наконец чувствует себя дома.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
Лента новостей
0