Экономику не стимулирует, тогда зачем налоговая реформа? Ашераденс о "драме" в переговорах

© Sputnik / Sergey MelkonovМинистерство финансов Латвии
Министерство финансов Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 26.08.2024
Подписаться
Эксперты Банка Латвии заявляли, что решения по стимулированию экономики следует искать совершенно в другом месте, но работодатели считают, что вопрос гармонизации налогов решит все, сетует министр финансов Арвилс Ашераденс
РИГА, 26 авг — Sputnik. Налоговые эксперты и экономисты скептически отнеслись к словам министра финансов Арвилса Ашераденса о том, что полтора года работы над налоговыми изменениями не прошли напрасно, и предложение, забракованное на прошлой неделе, включало в себя "фундаментальный шаг" в сторону упрощения налогообложения.
Как заявил заместитель председателя Совета по фискальной дисциплине Мартиньш Аболиньш, возможно, следует ставить менее амбициозные цели, а партнер KPMG Baltic Илзе Берга назвала то, что делает рабочая группа, "арифметическим упражнением", которое упускает из виду главную цель, для которой налоговые изменения не являются единственным или самым важным инструментом.
Напомним, Минфин Латвии 21 августа планировал представить общественности предложения по пересмотру налогов, однако из-за "расхождения мнений" с партнерами было решено мероприятие отложить.
Министр финансов Латвии Арвилс Ашераденс - Sputnik Латвия, 1920, 23.08.2024
Стало известно, какие ставки подоходного налога предлагал ввести Минфин
Ашераденс заявил, что налоговая реформа – это долгосрочная концепция, и при обсуждении возможных изменений по каждому налогу был подготовлен очень хороший аналитический материал. Все эти материалы опубликованы на сайте Минфина. "По-моему, была проделана хорошая работа, и не надо говорить, что она была бесплодной", — сказал министр.
По его мнению, в забракованном партнерами предложении содержался "фундаментальный шаг" в упрощении налоговой системы — то есть отказ от существующего дифференцированного необлагаемого минимума и введение единой для всех ставки, что "значительно облегчает жизнь бухгалтерам". В целом провал предложения связан с неспособностью договориться о целях налоговой реформы и лоббированием собственных интересов каждой из сторон.
Берга сомневается, что "мы достигнем главной цели, продолжая пересчитывать все новые и новые сценарии". "Это такое арифметическое упражнение. Вопрос в том, как изменится поведение налогоплательщика в результате того, что у него будет на 40 евро в месяц больше, а работодателю это будет стоить на столько-то евро меньше. Один год он это почувствует, но вопрос в том, будет ли это стимулировать производительность, инвестиции, выделит ли это Латвию среди других стран как привлекательное место для инвестиций, будет ли это способствовать развитию нашего бизнеса и стремлению создавать большую добавленную стоимость?"
"В этом и есть вся драма в этой картине", - сказал министр, напомнив, что эксперты Банка Латвии ранее заявляли, что решения по стимулированию экономики следует искать совершенно в другом месте. "С другой стороны, работодатели считают, что вопрос гармонизации налогов решит все", - добавил Ашераденс.
По мнению Аболиньша, основная проблема заключается в том, что у самой коалиции нет ясной бюджетной стратегии, поэтому у министра финансов нет четкого мандата, о чем разговаривать и что предлагать. "Одно - это снижение налогов на рабочую силу, другое - то, что вызывает негативные эмоции - как мы это компенсируем. Понятно, что такой возможности в бюджете нет, дополнительные доходы надо где-то искать. Я думаю, если коалиция (их) не находит, то, возможно, нам стоит рассматривать в данный момент менее амбициозную реформу и не такое быстрое снижение (налогов)", - считает экономист, напоминая, что времени до принятия бюджета осталось очень мало.
Напомним, план Минфина предусматривал введение с 2026 года четырех ставок подоходного налога (IIN). Действующую самую низкую ставку, которая составляет 20%, планировалось сохранить только для доходов до 9000 евро в год. Доходы от 9000 до 48 000 евро в год с 2026 года предлагалось облагать по ставке IIN в размере 26%. Доходы от 48 000 до 105 300 евро в год — по ставке 28%, доходы свыше 105 300 евро в год — по ставке 36,1%.
Одновременно с 2026 года предлагалось ввести фиксированный необлагаемый минимум подоходного налога (IIN), отказавшись от дифференцированного необлагаемого минимума.
Также предусматривалось сокращение со следующего года доли обязательных взносов государственного социального страхования (VSAOI), направляемых на второй пенсионный уровень, с текущих 6 до 4%. Одновременно предусматривалось снизить ставку VSAOI для работодателя на 1% — с текущих 23,59 до 22,59% с 2025 года. Ставка взносов работника останется 10,5%.
Лента новостей
0