https://lv.sputniknews.ru/20240801/estonskie-avtoperevozchiki-nanimayut-na-rabotu-belorusov-i-kazakhov-cherez-latviyu-28434072.html
Эстонские автоперевозчики нанимают на работу белорусов и казахов через Латвию
Эстонские автоперевозчики нанимают на работу белорусов и казахов через Латвию
Sputnik Латвия
Налоги на иностранную рабочую силу и средняя зарплата иностранца в Эстонии выше, чем у соседей, а правила ввоза работников из третьих стран более строгие, на... 01.08.2024, Sputnik Латвия
2024-08-01T17:40+0300
2024-08-01T17:40+0300
2024-08-01T17:40+0300
новости балтии
эстония
грузоперевозки
водители
гастарбайтеры
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/66/60/666032_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_e320f835123b069a1241534812b89f29.jpg
РИГА, 1 авг — Sputnik. Эстонские автоперевозчики испытывают сложные времена. Особенно остро стоит проблема с водителями - местные жители идти работать дальнобойщиками не хотят, а нанимать водителей из третьих стран сложно из-за строгих правил и ограничений. В итоге эстонские перевозчики либо переносят бизнес в Латвию, либо обращаются за помощью к латвийским компаниям по найму рабочей силы. "В период коронакризиса для белорусских и российских водителей были сделаны исключения, но сегодня этот сотрудник (из третьей страны) становится настолько дорогостоящим, что это не окупается", — говорит Алар Парв, глава компании Alpter Group. Теперь для найма иностранной рабочей силы Alpter Grupp использует зарубежных партнеров, которые сдают им в субаренду своих работников из третьих стран. "Сложилась такая интересная ситуация, когда эстонское государство разрешает нанимать [иностранных рабочих] и платить налоги где-то еще, но не позволяет (их вербовать) здесь, в Эстонии", — отмечает он. Помимо запрета на прием на работу граждан России и Беларуси с конца 2022 года, найм рабочей силы из третьих стран ограничивается еще и тем, что им выдается разрешение на работу только на один год, в соответствии с эстонскими правилами краткосрочного трудоустройства. "Мы обучаем его, учим водить машину, и, когда он уже умеет водить машину, он говорит, что ему нужно уехать, потому что необходимо получить визу и уладить дела. В следующий раз он едет в Латвию или Литву, где таких проблем нет", — рассказывает Парв. Владелец эстонской транспортной компании EVGED Group Константин Егоров указывает, что нанимать иностранных работников в Эстонии гораздо дороже из-за налогов на рабочую силу: "Минимальная зарплата иностранца в Эстонии сегодня составляет 1832 евро. В то же время в Литве она ниже". Он вынужден был открыть в Литве еще одну компанию, чтобы нанимать иностранных работников. Егоров признает, что литовская фирма не решила напрямую все его проблемы, связанные с иностранной рабочей силой в Эстонии, но, безусловно, облегчила работу. "Для узбека или казаха получить вид на жительство проблематично. Если вы получите для него разрешение на работу на 365 рабочих дней, вы должны предоставить ему трехмесячный отпуск. Это значит, что, если ваш сотрудник проработал год, вам придется отправить его в Латвию или Литву, чтобы переоформить, и назад он может вернуться только спустя три-четыре месяца или полгода. В Литве водителю дают вид на жительство сразу на два года, и он спокойно у вас работает. В той же Эстонии он у тебя год поработал, и все, до свидания, если у него нет вида на жительство". Средняя зарплата по отрасли и в стране В 2021 году Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков (ERAA) отметила в обращении к правительству, что сотни перевозчиков борются за выживание из-за проблем с рабочей силой. Уже тогда разница в экспортном обороте автомобильного транспорта Эстонии и Литвы была почти десятикратной, и было видно, что эта разница только растет. Например, три года назад в литовских компаниях работали около 65 000 водителей из-за пределов ЕС, а в Эстонии - всего около 1600. Тогда же ERAA также обратила внимание на то, что, хотя трудовым мигрантам в Литве и других странах должна выплачиваться средняя заработная плата по отрасли, законы Эстонии предусматривают среднюю заработную плату по стране. Три года назад средняя зарплата в отрасли в Литве составляла около 600 евро, в Эстонии — более 1000 евро, а уже в 2020 году средняя зарплата в Эстонии достигла более 1400 евро. В первом квартале этого года она составила 1894 евро. "В результате эстонский предприниматель платит более чем в два раза больше налога на рабочую силу за каждого работника, чем несколько других стран соседнего региона", — заявляла ассоциация три года назад. По словам представителя ассоциации Ану Викс, с 2021 года нехватка водителей только обострилась, а ограничения на привлечение иностранной рабочей силы в Эстонии стали еще жестче. После начала СВО на Украине в 2022 году нанимать водителей из Беларуси и России стало невозможно, а украинские водители, работавшие в Эстонии, уехали воевать на родину. В связи с этим дефицит водителей еще больше увеличился, говорит Викс. Тогда перевозчики начали набирать водителей из стран Центральной Азии – Узбекистана и Казахстана. "Однако вскоре и на этих граждан были введены ограничения, не выдаются визы и краткосрочные разрешения на работу", – говорит она, имея в виду 12-месячное право на работу в Эстонии. Ограничения обходят "Такая ситуация поставила эстонских автоперевозчиков в весьма затруднительное положение, они не могут конкурировать с перевозчиками из соседних стран", – подчеркивает Викс. Поэтому эстонские перевозчики вынуждены обращаться к латвийским, литовским и польским компаниям по найму рабочей силы и нанимать на работу тех же граждан Беларуси, Узбекистана и Казахстана, которые работали у них раньше. "Некоторые автоперевозчики перенесли свою деятельность в соседние страны – Латвию, Литву, Польшу – и там платят налоги. Помимо этого, автоперевозчики также открыли собственные компании по аренде рабочей силы в соседних странах и нанимают таких же водителей для работы в своих компаниях, действующих в Эстонии", – описывает ситуацию Викс. Исключение для перевозчиков уже сделано Глава Департамента пограничной службы и миграционной политики МВД Янек Мяги подтверждает, что они знают об опасениях перевозчиков. "Для поддержки транспортного сектора при распределении иммиграционного лимита на 2024 год мы увеличили количество видов на жительство, выделяемых транспортному и складскому сектору", — говорит Мяги. Хотя лимит иммиграции в этом году составляет 1303 человека, доля автотранспортных компаний составляет 200 человек. Например, в прошлом году иммиграционный лимит составлял 1307, а транспортная часть — 100. "Мы также знаем об опасениях перевозчиков", — говорит Лаура Лаастер, руководитель коммуникационного отдела министерства экономики и коммуникаций. Она отмечает, что после введения санкций для работы в транспортных компаниях Эстонии водительские права получили около 130 водителей с белорусским гражданством. "Эти же 130 водителей нанимаются в агентствах Латвии, Литвы или Польши, и им платят соответствующие агентства", – говорит Лаастер. Однако, по ее мнению, делая исключение, необходимо учитывать, настолько ли велико влияние на деятельность транспортных компаний и возможные налоговые поступления, что оно перевешивает санкции, налагаемые по соображениям безопасности.
https://lv.sputniknews.ru/20240729/eto-vystrel-v-golovu-latviyskie-perevozchiki-ne-mogut-vyzhit-bez-rossiyskogo-rynka-28411815.html
эстония
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/66/60/666032_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_30502daaf0e3d50afc53c034781c8e40.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости балтии, эстония, грузоперевозки, водители, гастарбайтеры
новости балтии, эстония, грузоперевозки, водители, гастарбайтеры
Эстонские автоперевозчики нанимают на работу белорусов и казахов через Латвию
Налоги на иностранную рабочую силу и средняя зарплата иностранца в Эстонии выше, чем у соседей, а правила ввоза работников из третьих стран более строгие, на этом фоне владельцы автотранспортных компаний нанимают гастарбайтеров через Латвию или Литву
РИГА, 1 авг — Sputnik. Эстонские автоперевозчики испытывают сложные времена. Особенно остро стоит проблема с водителями - местные жители идти работать дальнобойщиками не хотят, а нанимать водителей из третьих стран сложно из-за строгих правил и ограничений. В итоге эстонские перевозчики либо переносят бизнес в Латвию, либо обращаются за помощью к латвийским компаниям по найму рабочей силы.
"В период коронакризиса для белорусских и российских водителей были сделаны исключения, но сегодня этот сотрудник (из третьей страны) становится настолько дорогостоящим, что это не окупается", — говорит Алар Парв, глава компании Alpter Group.
Теперь для найма иностранной рабочей силы Alpter Grupp использует зарубежных партнеров, которые сдают им в субаренду своих работников из третьих стран. "Сложилась такая интересная ситуация, когда эстонское государство разрешает нанимать [иностранных рабочих] и платить налоги где-то еще, но не позволяет (их вербовать) здесь, в Эстонии", — отмечает он.
Помимо запрета на прием на работу граждан России и Беларуси с конца 2022 года, найм рабочей силы из третьих стран ограничивается еще и тем, что им выдается разрешение на работу только на один год, в соответствии с эстонскими правилами краткосрочного трудоустройства.
"Мы обучаем его, учим водить машину, и, когда он уже умеет водить машину, он говорит, что ему нужно уехать, потому что необходимо получить визу и уладить дела. В следующий раз он едет в Латвию или Литву, где таких проблем нет", — рассказывает Парв.
Владелец эстонской транспортной компании EVGED Group Константин Егоров указывает, что нанимать иностранных работников в Эстонии гораздо дороже из-за налогов на рабочую силу: "Минимальная зарплата иностранца в Эстонии сегодня составляет 1832 евро. В то же время в Литве она ниже". Он вынужден был открыть в Литве еще одну компанию, чтобы нанимать иностранных работников.
Егоров признает, что литовская фирма не решила напрямую все его проблемы, связанные с иностранной рабочей силой в Эстонии, но, безусловно, облегчила работу. "Для узбека или казаха получить вид на жительство проблематично. Если вы получите для него разрешение на работу на 365 рабочих дней, вы должны предоставить ему трехмесячный отпуск. Это значит, что, если ваш сотрудник проработал год, вам придется отправить его в Латвию или Литву, чтобы переоформить, и назад он может вернуться только спустя три-четыре месяца или полгода. В Литве водителю дают вид на жительство сразу на два года, и он спокойно у вас работает. В той же Эстонии он у тебя год поработал, и все, до свидания, если у него нет вида на жительство".
Средняя зарплата по отрасли и в стране
В 2021 году Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков (ERAA) отметила в обращении к правительству, что сотни перевозчиков борются за выживание из-за проблем с рабочей силой. Уже тогда разница в экспортном обороте автомобильного транспорта Эстонии и Литвы была почти десятикратной, и было видно, что эта разница только растет. Например, три года назад в литовских компаниях работали около 65 000 водителей из-за пределов ЕС, а в Эстонии - всего около 1600.
Тогда же ERAA также обратила внимание на то, что, хотя трудовым мигрантам в Литве и других странах должна выплачиваться средняя заработная плата по отрасли, законы Эстонии предусматривают среднюю заработную плату по стране. Три года назад средняя зарплата в отрасли в Литве составляла около 600 евро, в Эстонии — более 1000 евро, а уже в 2020 году средняя зарплата в Эстонии достигла более 1400 евро. В первом квартале этого года она составила 1894 евро. "В результате эстонский предприниматель платит более чем в два раза больше налога на рабочую силу за каждого работника, чем несколько других стран соседнего региона", — заявляла ассоциация три года назад.
По словам представителя ассоциации Ану Викс, с 2021 года нехватка водителей только обострилась, а ограничения на привлечение иностранной рабочей силы в Эстонии стали еще жестче.
После начала СВО на Украине в 2022 году нанимать водителей из Беларуси и России стало невозможно, а украинские водители, работавшие в Эстонии, уехали воевать на родину. В связи с этим дефицит водителей еще больше увеличился, говорит Викс. Тогда перевозчики начали набирать водителей из стран Центральной Азии – Узбекистана и Казахстана. "Однако вскоре и на этих граждан были введены ограничения, не выдаются визы и краткосрочные разрешения на работу", – говорит она, имея в виду 12-месячное право на работу в Эстонии.
"Такая ситуация поставила эстонских автоперевозчиков в весьма затруднительное положение, они не могут конкурировать с перевозчиками из соседних стран", – подчеркивает Викс. Поэтому эстонские перевозчики вынуждены обращаться к латвийским, литовским и польским компаниям по найму рабочей силы и нанимать на работу тех же граждан Беларуси, Узбекистана и Казахстана, которые работали у них раньше.
"Некоторые автоперевозчики перенесли свою деятельность в соседние страны – Латвию, Литву, Польшу – и там платят налоги. Помимо этого, автоперевозчики также открыли собственные компании по аренде рабочей силы в соседних странах и нанимают таких же водителей для работы в своих компаниях, действующих в Эстонии", – описывает ситуацию Викс.
Исключение для перевозчиков уже сделано
Глава Департамента пограничной службы и миграционной политики МВД Янек Мяги подтверждает, что они знают об опасениях перевозчиков. "Для поддержки транспортного сектора при распределении иммиграционного лимита на 2024 год мы увеличили количество видов на жительство, выделяемых транспортному и складскому сектору", — говорит Мяги. Хотя лимит иммиграции в этом году составляет 1303 человека, доля автотранспортных компаний составляет 200 человек. Например, в прошлом году иммиграционный лимит составлял 1307, а транспортная часть — 100.
"Мы также знаем об опасениях перевозчиков", — говорит Лаура Лаастер, руководитель коммуникационного отдела министерства экономики и коммуникаций. Она отмечает, что после введения санкций для работы в транспортных компаниях Эстонии водительские права получили около 130 водителей с белорусским гражданством. "Эти же 130 водителей нанимаются в агентствах Латвии, Литвы или Польши, и им платят соответствующие агентства", – говорит Лаастер.
Однако, по ее мнению, делая исключение, необходимо учитывать, настолько ли велико влияние на деятельность транспортных компаний и возможные налоговые поступления, что оно перевешивает санкции, налагаемые по соображениям безопасности.